«Нельзя быть хорошим инженером, не умея чертить»

17 января исполняется 170 лет со дня рождения Николая Жуковского

Николай Жуковский (1847–1921) Wikimedia Commons
170 лет назад родился «отец русской авиации» Николай Жуковский, создавший основы аэродинамики, открывший истинный механизм воздействия воздуха на движущиеся в нем тела различной геометрической формы. Его научная деятельность ознаменовала начало новой эпохи развития теоретической механики. О жизни и научных достижениях ученого — в материале «Газеты.Ru».

Николай Жуковский родился 17 января 1847 года в деревне Орехово Владимирской губернии (ныне Собинский район Владимирской области) в семье Егора Жуковского, инженера-путейца из рода мелкопоместных дворян. Кроме него в семье было еще трое детей. По рассказам русского и советского ученого-механика Леонида Лейбензона, именно под влиянием отца Жуковский заинтересовался техническими науками. «Несомненно, что своими беседами и рассказами он оказал известное влияние на чисто инженерное направление ума своего впечатлительного сына, и от него-то Николай Егорович унаследовал свою необыкновенную техническую интуицию», — писал он.

В феврале 1858 года Жуковский поступил в 4-ю Московскую гимназию. Он был лучшим учеником по алгебре, геометрии и естественным наукам, но не мог совладать с иностранными языками, особенно латынью и немецким. «Когда меня вызывал немец к доске, я так трусил, что все забывал, даже заикаться, бывало, начинаешь... — вспоминал Жуковский. — А немец клетчатым платком лысину трет и только кряхтит: «Путаете, путаете», после чего в журнале красовалась единица».

Тем не менее затруднения не помешали ему в 1864 году окончить обучение с серебряной медалью и без экзаменов поступить на физико-математический факультет Московского университета (ныне МГУ). После его окончания в 1868 году Жуковский пытался учиться в Петербургском институте путей сообщения, где раньше обучался его отец и куда Жуковский мечтал поступить, еще пока учился в гимназии, но из-за нехватки денег на обучение у него тогда не было такой возможности.

«Вчера сообщили мне, что я буду принят и утвержден на первой конференции, но тем не менее могу посещать лекции с понедельника, — писал он родителям 13 ноября 1868 года. — Лекции эти не очень важны.

Вся суть в одном черчении: на него-то я и намерен исключительно приналечь. Нельзя быть хорошим инженером, не умея чертить».

Однако при зачислении в институт Жуковского не освободили от сдачи тех научных дисциплин, которые он изучал в университете. Ему пришлось заниматься одновременно по большому количеству предметов, что мешало сосредоточиться на тех, которые ему были интересны. Успехи в черчении он делал довольно слабые, да еще и постоянно болел.

После того как преподаватели института отклонили ряд чертежей Жуковского, он решил оставить его и вернулся в Орехово. Отдохнув и поправив здоровье, он стал задумываться о будущем. В августе 1870 года он начал читать лекции по физике во 2-й женской гимназии, а еще через год получил степень магистра и стал преподавать математику и механику в Московском высшем техническом училище (ныне МГТУ имени Баумана).

Жуковский был автором почти 200 работ по гидро- и аэромеханике, теоретической и прикладной механике, истории науки.

Первая из них вышла в 1876 году, когда ему было 29 лет. За исследование «О прочности движения» он получил докторскую степень в прикладной математике в 1882 году, а в 1885-м был утвержден в должности приват-доцента (примерно соответствует положению сотрудника кафедры, ожидающего появления вакансии профессора). В следующем году он стал экстраординарным профессором кафедры механики Московского университета, а с 1887 года руководил кафедрой механики МВТУ.

Начиная с первых лет научной деятельности он исследовал вопросы из областей общей механики, механики твердого тела, гидродинамики, астрономии. Он изучал вопрос об ударе твердых тел, о гироскопических приборах и маятниках, дал геометрическую интерпретацию общего случая движения твердого тела вокруг неподвижной точки. Работа в МВТУ сблизила его с передовыми инженерами и ознакомила с кругом технических задач того времени.

Занимало Жуковского и воздухоплавание.

На шестом съезде русских врачей и естествоиспытателей он заинтересовался докладом Дмитрия Менделеева, посвященным механике жидкостей и воздухоплаванию, сопровождавшимся демонстрацией различных моделей.

Когда в 1882 году смог подняться в воздух один из первых самолетов, построенный русским изобретателем Александром Можайским, выяснилась и основная теоретическая задача — установить весь процесс взаимодействия летательного аппарата с воздухом, в частности, научиться вычислять точно подъемную силу. Жуковский взялся за решение этого вопроса и смог разработать методы точных расчетов для решения всех задач, относящихся к развитию аэронавтики.

Наиболее важных результатов Жуковский достиг в области аэромеханики, за что Ленин называл его «отцом русской авиации».

Здесь Жуковскому принадлежали все основные идеи, которые и сейчас остаются основополагающими для деятельности ученых и инженеров в области авиации. Он исследовал парение различных моделей, заложил основы теории расчета и подъемной силы крыла самолета, доказал, что изогнутая форма профиля крыла более выгодна, чем плоская, создал вихревую теорию гребного винта. Исследовал он и вопросы прочности самолетов.

К исследованиям Жуковский часто привлекал молодежь. Осенью 1909 года он открыл при Императорском училище правоведения научный воздухоплавательный кружок, где со студентами занимался теоретическими и экспериментальными исследованиями авиационных проблем. Под его руководством они проектировали и изготовляли аэродинамические трубы, измерительную аппаратуру, планеры и модели самолетов, которые сами же и испытывали. В этом кружке учился управлять планером и Андрей Туполев, впоследствии ставший известным авиаконструктором.

В января 1911 года Жуковский выступил с речью в Политехническом музее. «Когда человек прошел уже большую часть своего жизненного пути, — говорил он, — тогда перед его умственным взором невольно встает то, что составляло главное содержание его жизни.

Для меня главный жизненный интерес сосредотачивался на возлюбленной мною науке — механике».

После начала Первой мировой войны при участии Жуковского в МВТУ велись курсы подготовки военных летчиков, где слушатели изучали теоретические основы авиации. За три года их окончили 242 человека. Там же, в МВТУ, Жуковский и его ученики проводили исследования в области авиационного бомбометания.

В 1918 году при активном участии Жуковского был создан Центральный аэрогидродинамический институт, сейчас носящий его имя, в 1920-м — Московский авиатехникум (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского). Также в 1920 году был издан декрет Совета народных комиссаров за подписью В.И. Ленина об учреждении премии им. Н.Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого ученого. Однако в феврале Жуковский заболел воспалением легких, в июне перенес удар, в конце года подхватил брюшной тиф, под Новый год случился еще один удар. 17 марта 1921 года он скончался. Похоронен Жуковский был на кладбище Донского монастыря в Москве.

Сейчас в честь Жуковского назван город в Московской области и микрорайон в Харькове, его имя носят премии и стипендии, учебные заведения и кафедры. Также имя Жуковского присвоено кратеру на обратной стороне Луны.