Камеди Трамп

Ученые разгадали секрет победы Трампа на выборах США

Иван Петров, Артем Космарский
AP
Коронные жесты, задирание оппонентов, сарказм и другие приемчики Трампа дали богатый материал для этнографов, лингвистов и антропологов. Проанализировав кадры с выступлениями Трампа, они выделили основные приемы клоунады, обеспечившие ему победу.

Головокружительная победа Дональда Трампа на президентских выборах в США заставила тысячи людей во всем мире озадачиться вопросом: как и почему это произошло? Как миллиардер и сын миллионера завоевал симпатии обездоленных американцев? Чем никак не вписывающийся в стандарты приличного для политика поведения бизнесмен очаровал американский народ? Недоумевают не только огорченные ненавистники Трампа из Калифорнии и с Украины — еще во время совершенно непредсказуемой кампании внутрипартийных выборов разумные объяснения «феномену Трампа» начали искать ученые.

Почему Трамп?

Лингвисты обратили внимание на его образ «строгого, но справедливого» отца. Антропологи указывают на то, как Трамп нарушает многие словесные табу американского общества (неполиткорректные высказывания) — дерзкие нарушители табу или караются судьбой, или добиваются успеха. Политологи отметили, как Трамп апеллирует к белому среднему классу, который чувствует себя обойденным и униженным. Однако эти версии не объясняют сногсшибательного успеха Трампа не только среди сельской бедноты, но и по всей Америке.

Секрет успеха, по мнению авторов научной статьи в журнале HAU: Journal of Ethnographic Theory, которая написана под руководством Киры Холл из Университета Колорадо в Боулдере и вышла за две недели до выборов 9 ноября, — Трамп умеет развлекать. Он превратил политику в шоу, но не в вульгарном смысле слова (тупое развлечение), наоборот, миллиардер, ведущий реалити-шоу, конкурсов красоты и «Рестлмании» создал себе в политике уникальную нишу и зацепил даже враждебных ему зрителей. Ученые напоминают, что еще в Средние века шуты могли говорить неудобную правду в глаза королям, не рискуя быть наказанными.

И очень сложно всерьез спорить с клоуном, когда весь зал хохочет над его шутками.

Конечно, Трамп не первый медийный персонаж и знаменитость, которая подалась в политику. Но его «стебные», «комедийные» монологи и жесты, привлекающие внимание СМИ любой ценой, стали чем-то необычным: Рейган, бывший актер, к таким методам не прибегал. Развлекательный компонент кампании Трампа не остался незамеченным. «Сеанс окончен, мы же не главконферансье выбираем», — заявил губернатор Нью-Джерси Крис Кристи (еще до того, как стал сторонником Трампа). «Это не вечеринка и не реалити-шоу», — так Обама критиковал СМИ за их освещение кампании миллиардера. В десятках карикатур Трампа рисовали в образе шута, клоуна, жонглера и конферансье.

Что позволено шуту…

Но сам Трамп мастерски использовал свою репутацию шоумена для обезоруживания критиков. До 2015 года он вел реалити-шоу «Кандидат» — в роли грубого топ-менеджера, который оценивал деловые качества участников и выкидывал самых слабых. Были ли его хулиганские заявления перед выборами реальностью или игрой в стиле «Кандидата»? Неизвестно. Насколько хорошо маска шоумена защищала Трампа от необходимости «отвечать за базар», видно на примере Марка Рубио, его конкурента-республиканца. Рубио пришлось публично извиняться после всеобщего возмущения его шутками о «маленьких руках» Трампа (имелся в виду при этом детородный орган).

Рубио, профессионального политика, не защищала аура шута.

В своей работе исследователи отсмотрели 27 часов предвыборных выступлений Трампа и поняли, что его речи больше всего похожи на стендап-комедию — интерактивный жанр, когда комик общается со зрителями в зале, шутит и даже задирает их. Как и избранный президент, классики этого жанра (Ленни Брюс, Джордж Карлин) «шли по краю» в плане ругательств и непристойных шуток.

На митинге в штате Мичиган Трамп спрашивает у собравшихся, почему Клинтон задержалась после перерыва в последних дебатах: «Куда она пошла? Я думал, они вышла из игры, я думал, она сдалась! Нет, я знаю, куда она пошла, это слишком отвратительно!» Спустя несколько минут кандидат напоминает аудитории, что Обама от****ил (shlonged) Клинтон на прошлых демократических праймериз, применив малопристойный «идишизм».

На другом митинге, в Северной Каролине, Трамп резко оборвал обратившуюся к нему женщину («Что бы вы сказали президенту Обаме…») словами «Вы уволены!» в сопровождении характерного жеста — сложенных пистолетиком пальцев.

В «Кандидате» ведущий с помощью такого жеста прогонял неудачливых участников. Публика распознала эту цитату, засвистела и зааплодировала.

Комедийный арсенал Трампа включает жесты (карикатуры на своих оппонентов, гипертрофированная мимика, закатывание глаз), сарказм («да-да, как же»), повтор приемов (много раз самолеты, летающие над митингом, были поводом для шуток), ярко выраженная маскулинность и — коронный номер! — задирание оппонентов: «Вы только посмотрите на это лицо», «Джеб — скучный парень, настоящий лузер» и т.п. Камеры на митингах показывают, что половина присутствующих смеются потому, что наезды Трампа им кажутся смешными, а остальные — истерически, от шока. Но взгляды всех прикованы к герою дня в ожидании, что еще он сегодня отмочит.

В Трампе ученые видят раблезианского героя, который пробуждает дух карнавала — высмеивая неуклюжее тело своих оппонентов, их телесные жидкости, их зажатость. Как и автор «Гаргантюа и Пантагрюэля», Трамп понимает, что грубые шутки способны лишить власти напыщенных аристократов (то есть политический истеблишмент). Он, можно сказать, нашел новый инструмент «антиполитической политики», которая появилась в общественной жизни США как минимум с начала 1990-х.

Высмеивая менструацию телеведущей Мегин Келли, засидевшуюся в туалете Хиллари Клинтон или потеющего Марко Рубио, Трамп редуцирует оппонентов до телесного низа и так превращается в раблезианского шута, свергающего «старую гвардию», обнажая ее неприятное и гротескное тело.

Тело Трампа как оружие

«Телесного» Рабле авторы упоминают неслучайно: главным оружием Трампа оказалось его собственное тело. Его экспрессивная жестикуляция показывает его как аутсайдера, нарушающего правила истеблишмента, — свободного и честного для поклонников, вульгарного и фальшивого для противников.

Для оппонентов же Трамп выделил пантомимические жесты, кочующие из одного выступления в другое: читающая речь по бумажке Клинтон, зажатый Митт Ромни, спящий Джеб Буш.

Эти знаки четко передают нужный Трампу образ остальных политиков как скучных и далеких от реальности персонажей. Они выступают более эмоционально эффективным аналогом кличек, которыми Трамп также в изобилии награждает оппонентов (в духе близкой ему культуры рестлинга), — «низкокалорийный Джеб», «малыш Марко», «Тед-лгунишка», «мутная Хиллари», — кличек, которые не только высмеивают противников, но и веселят аудиторию.

Другие жесты Трампа более многозначны. Например, критикуя решение правительства обменять пять узников Гуантанамо на сержанта Бергдала (он попал в плен в Афганистане, но, по некоторым сведениям, дезертировал), Трамп говорит: «В старые добрые времена это был бы…» — и показывает, как солдат расстрельной команды стреляет из ружья. На другом митинге он делает тот же жест, а затем признается в своей любви ко второй поправке к конституции США (она гарантирует право на ношение оружия).

По словам ученых, в таких жестах к аудитории «просачивается» идеология кандидата — в данном случае ностальгия по четким моральным критериям до наступления эпохи политкорректности.

Еще более сложными (но не менее эффективными) стали две полноценные репризы Трампа: «репортер с трясущимися руками» и «загребающий еду губернатор». В первом случае Трамп высмеивал журналиста The New York Times Сержа Ковалески, который якобы написал о танцующих после терактов 9/11 мусульманах, а потом отказался от своих слов. Трамп показал характерное для репортера-инвалида (артрогрипоз) раскачивание ладонями и прогнусавил «Ну-у-у, я не-е-е по-о-о-мню». Хотя возмущение публики перед «передразниванием инвалида» заставило-таки кандидата заявить, что он просто изображал некоего глупого репортера, продиктованное стандартами политкорректности табу на сатирическое (и любое несерьезное) изображение инвалида было снято.

Другой пример: Трамп высмеивал своего конкурента по праймериз Джона Кейсика, которого сняли в ресторане забрасывающим блинчики себе в рот. «Этот парень (берет «блинчик») и (жест ладони ко рту), вы представляете? (Смех и аплодисменты.) Отвратительно. Вы хотите такого президента? (Аудитория кричит: «Нет!») Отвра… честное слово, отвратительно». Здесь видны характерные приемы стендапа: вопросы аудитории, повтор ключевого слова и выискивание комичной черты, позволяющей глумиться над оппонентом.

Этот пародирующий прием выстреливает сразу в две стороны: объект сатиры сводится к неприятным телесным чертам, а сам Трамп оказывается отличным парнем, который готов нарушить правила ради хорошей шутки.

Show must go on

Что в итоге? Авторы подчеркивают логичность «феномена Трампа» в медиатизированную эпоху, общество спектакля, где стиль важнее содержания. Примечательно, что победивший кандидат добился успеха именно в жанре комедии, в понимании филолога Джона Лаймона жанра, где строгий отец и шаловливый ребенок — одна и та же фигура. Трамп показал себя одновременно клоуном, нарушающим словесные табу, и суровым лидером, который наведет порядок, и этот уникальный образ проложил ему путь к успеху среди американцев.

Но на финальных этапах президентской кампании Трамп стал вести себя более серьезно и сдержанно, как подобает «правильному» политику. Так же серьезно он встретил и новости о своей победе на выборах, а одним из первых эпатажных заявлений в статусе избранного президента стало обещание отказаться от президентской зарплаты. Станет ли его правление новым шоу? Посмотрим.