Победа Дональда Трампа стала большим разочарованием для множества аналитиков, журналистов и предсказателей, ставивших на победу Хиллари Клинтон. Однако как минимум для одного ученого эта победа не стала неожиданностью, ведь он был уверен в исходе выборов, основываясь на своей модели, которая успешно предсказывала имена восьми последних хозяев Белого дома.
Это Аллан Лихтман, историк из Американского частного университета в Вашингтоне, создатель аналитической концепции прогноза победителей президентских выборов в США. Суть этой технологии он изложил в своей книге «Ключи к Белому дому».
Можно по-разному относиться к его модели, но факт остается фактом: начиная с 1984 года восемь,
а теперь уже девять исходов президентских выборов были верно предсказаны его моделью.
Создать ее ученому помог анализ президентских выборов в США в период с 1860 по 1980 год. Со стороны его модель может показаться простой и поверхностной, ведь она лишена громоздких формул. Вместо этого в ней имеются 13 так называемых ключей — ключевых параметров, в сумме определяющих итог президентских выборов в определенный период развития страны.
По сути, эти ключи отражают силу той партии, которая представлена большинством в конгрессе США. Каждый ключ — это утверждение, за которое ставится «1» в случае его истинности и «0», если оно ложно.
Утверждения эти в основном касаются политической и экономической ситуаций на момент, предшествующий президентским выборам.
Вот лишь несколько примеров таких ключей.
1. После промежуточных выборов партия власти имеет больше мест в палате представителей, чем после предыдущих промежуточных выборов
2. Отсутствие серьезной борьбы за номинацию в правящей партии
4. Нет сильного кандидата от третьей партии или сильного независимого кандидата
5. Экономика не находится в состоянии рецессии во время избирательной кампании
8. В стране отсутствуют масштабные социальные волнения
9. Действующая администрация не втянута в крупный скандал
Имея эти ключи, угадать следующего хозяина Белого дома очень просто. Если число ложных суждений меньше или равно пяти, партия власти сохранит за собой Белый дом. Поражение будет, если это число оказывается равным шести или больше.
Однако есть в этой модели и два ключа, которые не связаны с политикой и экономикой, — харизматичность кандидатов от партии власти и от оппозиционной партии.
Именно этого, всего одного балла за харизматичность не хватило Хиллари Клинтон для победы над Трампом,
что привело в Белый дом эпатажного республиканца, уверен Лихтман.
Несмотря на то что сам Лихтман называл Трампа первым кандидатом в президенты, «который всю жизнь обогащался за счет других», именно на него он сделал ставку в своем прогнозе в сентябре этого года. «Дональд Трамп сделал оценку этих выборов самой трудной с 1984 года. У нас никогда не было кандидата, похожего на него, и Трамп может разрушить ход истории, к которой мы привыкли с 1860 года. Основываясь на моих 13 ключах, я предсказываю победу Трампа», — говорил Лихтман.
«Президентские выборы — это прежде всего референдум относительно сделанного администрацией действующего президента за четыре года» — так писал в своей книге Лихтман.
Несмотря на то что Лихтман историк, многие идеи в его прогностической модели были почерпнуты из вполне прикладной науки — сейсмологии.
Интересно, что Лихтман разработал свою прогностическую технологию еще в 1981 году вместе с известным советским геофизиком, академиком Владимиром Кейлис-Бороком (1921–2013). Он являлся признанным специалистом в области сейсмологии и математической геофизики.
Именно он создал Международный институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики АН СССР и в 1990–1998 годах был его первым директором.
Знакомство двух ученых произошло в 1980 году на торжественном обеде в Калифорнийском технологическом институте. Тогда, узнав, чем занимается американский коллега, оказавшийся с ним за одним столом, Кейлис-Борок сказал: «Мы занимаемся одним и тем же! Мы оба смотрим на картину многих переменных, чтобы предсказывать, будет стабильность или потрясение. Мы должны работать вместе!»
Лихтман хотя и отнесся сначала к этой идее со скептицизмом, но решил попробовать, и уже в 1981 году в журнале PNAS вышла совместная статья ученых, в которой, правда, было не 13, а 12 переменных.
Кстати, ключами определенные параметры стали называть с легкой руки одного журналиста, который раскопал исследование в научном журнале, изначально Кейлис-Борок называл их состояниями. У советского ученого к тому времени уже был значительный и успешный опыт использования программы «Кора», базирующейся на анализе ансамбля дихотомических переменных.
Лихтман и Кейлис-Борок успешно решили задачу ретроспективного прогноза: все президентские кампании в США с 1860 по 1980 год были алгоритмически разделены на две группы — «стабильность» (когда партия, чей президент занимает Белый дом, выигрывает выборы) и «потрясения» (партия, чей президент занимает Белый дом, проигрывает).
За всю историю выборов в США было лишь два случая, когда президентом стал не победитель всеобщих выборов, а политик, получивший большинство в коллегии выборщиков. Так, в 2000 году победу одержал Джордж Буш-младший.
Кейлис-Борок, избранный академиком АН СССР в 1987 году, был одним из ведущих в мире специалистов по прогнозированию землетрясений. По его алгоритмам геофизики начали давать первые среднесрочные прогнозы землетрясений; так было предсказано Спитакское разрушительное землетрясение 1988 года, Лома-Прието (1989) и большинство сильнейших (с магнитудой 8 и выше) землетрясений мира после 1985 года, включая чилийское землетрясение 2010 года, землетрясение в Японии в 2011-м и землетрясение у берегов Суматры в 2012 году.
«Все, что мы знаем о выборах, мы украли из геофизики.
Наша модель оценивает не республиканцев и демократов, либералов и консерваторов или отдельных политиков, а оценивает стабильность действующей партии», — пояснил Лихтман.
Кстати, накануне Лихтман сделал еще один прогноз, правда, не основанный на его системе. «Республиканцы не хотят видеть Трампа президентом, поскольку не могут его контролировать. Он непредсказуем. Они выберут Майка Пенса, абсолютно последовательного, консервативного, подконтрольного республиканца. Я уверен, что Трамп даст основания для импичмента, сделав что-то, угрожающее национальной безопасности, или набив свой карман», — предрек ученый.