Удивительная способность людей наслаждаться негативными переживаниями известна на протяжении тысячелетий. Некоторые любят снова и снова слушать грустные музыкальные композиции, связанные с воспоминаниями. Даже незнакомая печальная инструментальная музыка порой вызывает парадоксальное чувство удовольствия. Ученые из Великобритании и Финляндии представили совместное исследование, по-новому объясняющее этот феномен. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
Измерить грусть: музыка, картинки, сердечный ритм
В экспериментах участвовали 102 человека (среди них 65 женщин) в возрасте от 20 до 67 лет, которым дали послушать незнакомый образец грустной музыки. Для исследования был использован отрывок длиной восемь с половиной минут из инструментальной пьесы Discovery of the Camp из телесериала «Братья по оружию», с помощью которого уже успешно вызывали грусть у испытуемых в предыдущих исследованиях. Эта композиция была выбрана для того, чтобы результаты не искажало влияние связанных с музыкой воспоминаний и воздействие текстовой информации.
Эмоциональное состояние людей до и после прослушивания образца определялось с помощью специального опросника. У участников узнали, вызвала ли музыка у них эмоциональный отклик, и если да, то насколько сильный. Затем им выдали два набора прилагательных. В первом случае нужно было определить, насколько предложенный эпитет соответствует прослушанному отрывку музыкального произведения, а во втором — насколько он описывает чувства испытуемого.
Этот метод был дополнен непрямыми измерениями. Участникам показали 25 картинок, где изображены люди с неопределенными выражениями лица, и попросили отметить, какие эмоции они видят. Исследователи предполагали, что люди, чувствующие грусть в данный момент, более расположены указывать, что на картинках грустные лица.
Во время прослушивания музыки также были проведены физиологические измерения: определялась частота сердечных сокращений и электрическая активность кожи. Также были учтены личные особенности испытуемых, например музыкальные предпочтения, склонность к сосредоточенности и ностальгии.
Три слагаемых печали
Результаты показали, что эмоциональный ответ определяется сочетанием трех факторов: грусть, связанная с расслаблением, сочувствующая грусть и нервная грусть. Грусть, связанная с расслаблением, характеризуется чувством умиротворения и некоторой привлекательностью. Грусть, вызванная сочувствием, отражает значительный опыт сопереживания, а нервная грусть включает тревожные ощущения, перенесенные страхи и негативный настрой.
Склонность к переживанию грусти-сочувствия оказалась сильно связанной с эмпатией и впечатлительностью, обыкновением «принимать все близко к сердцу»,
а не с сосредоточенностью и подверженностью ностальгии, как предполагалось ранее. Другие два типа грустных ощущений было трудно предсказать, основываясь на особенностях личности и индивидуальных различиях.
Тест с картинками показал, что люди, испытывавшие нервную грусть, были сильно предубеждены по отношению к изображенным эмоциям: они гораздо реже выбирали определения, связанные со счастьем. Очевидно, их собственные переживания в этот момент были негативными. Люди, у которых преобладала грусть, связанная с расслаблением, не продемонстрировали никаких предпочтений в выборе. Те же, кто испытывал грусть-сочувствие, определенно ощущали себя грустными, но эта эмоция была для них не отрицательной, а скорее приятной.
Любители грусти сопереживают лучше
Ученые назвали представителей группы, склонных к грусти-сочувствию, Sadness enjoyers — буквально «те, кто наслаждается грустью». Еще признаки этого типа людей — развитая фантазия и умение принять точку зрения другого человека, а вот для двух других типов одним из немногих определяющих факторов оказалось качество жизни.
Важным пунктом в интерпретации результатов был пол испытуемого, поскольку предсказания, к какому типу относится участник эксперимента, оказались для женщин более достоверны. Возможно, это связано с тем,
что мужчины реже (или по крайней мере не так сильно) сопереживают выдуманным ситуациям.
Кроме того, мужчины, движимые гендерными стереотипами, что им полагается проявлять твердость характера, подсознательно отвечали на вопросы не совсем честно. С другой стороны, тот же эффект мог проявляться и у женщин: они также могли описывать свои чувства неточно, преувеличивая свои эмоции в соответствии с гендерной моделью поведения.
Конечно, в жизни на людей влияет гораздо больше сторонних факторов, чем учитывалось в этом исследовании. Большую важность имеет эмоциональное состояние в момент прослушивания музыки и сам выбор трека, связанные с ним воспоминания и ассоциации. Однако работа объясняет, в чем причина головокружительной популярности печальных мелодий: определенному типу людей они позволяют почувствовать сопереживание, в котором для них есть оттенок удовольствия.