В конце июля Российская академия образования (РАО) предложила провести экспертизу примерного образовательного курса для школьников «Основы православной культуры». До этого данный курс являлся одним из модулей «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), решение о выборе которого предоставлялось родителям учеников 4–5-х классов. Заключение экспертного совета должно было быть вынесено до 22 августа. Как сообщили в пресс-центре РАО, проверку стандарта проводили две организации, одна из которых — МГПУ, а о другой представителю пресс-службы не было известно.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ, так прокомментировал ситуацию с проверкой: «Могу дать один формальный, один содержательный ответ. Эксперты отмечают, что в федеральном государственном образовательном стандарте нет предмета «Основы православной культуры» применительно к основной и старшей школе (5–11-е классы). Он действительно есть для начальной, а для основной и старшей его нет. Прежде чем обсуждать его введение, нужно вносить изменения в стандарт. Содержательный аспект состоит в том, что те образовательные результаты, на которые направлена программа, уже реализуются большим количеством других предметов: все, что связано с умением воспринимать мнение других, знанием культуры, в том числе и православной, пониманием, в какой мере православие влияло на историю нашей страны.
Результаты данной программы пересекаются с другими предметами. В связи с этим требуется уточнение перечней образовательных результатов, достижение которых должна обеспечить новая программа».
Он также добавил, что проверка курса «Основы православной культуры» проводилась еще до официального назначения Ольги Васильевой новым министром образования и науки, следовательно, она «абсолютно никак не влияла на исход экспертизы», а члены совета на нее не ориентировались.
Заключение экспертов будет отправлено в Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО), члены которого вынесут окончательное решение. При утверждении образовательной программы на все 11 лет школы в объеме от одного до двух часов в неделю пришлось бы перекраивать всю систему распределения учебных занятий.
Так как по разработанным стандартам здоровья школьники могут учиться определенное количество часов в неделю, от «Основ православной культуры» неукоснительно пострадала бы математика, география или история.
О поступившей просьбе РАО провести экспертизу стало известно из социальных сетей Игоря Реморенко. Он 23 июля выложил в Twitter и Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) фотографии официального запроса, подписанного президентом академии образования Ларисой Вербицкой, и плана программы. Сам Реморенко прокомментировал снимки словом «Бомба».
Как только информация о запросе на проверку «Основ православной культуры» попала в сеть, на нее моментально отреагировали представители разных конфессий. Диакон Герман Демидов из отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата выступил с опровержением сообщений об обязательности курса для всех российских школьников. Он заявил, что при наличии соответствующих разработанных программ по основам других религий они также могут рассматриваться для введения в школах. По мнению представителя Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Боруха Горина, преподавание основ только одной религии навредит школьникам и «приведет к возникновению перегородки между детьми».
Ректор МГПУ пояснил, по каким критериям гипотетически может избираться курс по изучению в школах основ какой-либо одной конфессии: «Здесь два момента: если речь идет о существующем курсе «Основы религиозных культур и светской этики» и ОРКСЭ, то в нем уже предусмотрена процедура выбора одного из модулей для изучения (Основы православной, буддийской, мусульманской, иудейской культур, Основы мировых религий или светской этики). Она предполагает, что учитывается мнение каждой семьи и только после этого школа решает, какие модули вводить. Если речь идет о том, что не входит в стандарт, то надо иметь в виду, что в стандарте есть некоторое число часов, которые определяет школа через решение управляющего совета, тем самым утверждая свою образовательную программу. В Белгородской области, например, так введен курс «Православная культура» во внеурочное время, в других регионах популярен курс «Истоки».
Программа «Истоки», на которую сослался Игорь Реморенко, принята во многих школах Белгородской и Вологодской областей. «Целью курса «Истоки» (1–11-й классы) является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к ее устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества», — сообщается в пояснительной записке к программе.
Как сообщил Реморенко, на проверку соответствия образовательным стандартам поступил только план программы с 1-го по 11-й класс без учебников или методических пособий. К настоящему моменту выбор учебников по «Основам православной культуры» невелик, а большинство из них рассчитано только на младшеклассников.
Из ограниченного числа пособий указом Министерства образования и науки от 24 декабря 2010 года официально рекомендован учебник, написанный отцом Андреем Кураевым.
Также до сих пор остается непонятным, кто из учителей должен вести курс по нравственному воспитанию, не считая тех, кто преподает в младших классах. Пока еще ни в одном педагогическом вузе страны не выпускают учителей религии или «духовно-нравственных основ». Московский институт открытого образования (МИОО) в блоке социально-гуманитарных наук предлагает каждому учителю вне зависимости от преподаваемого предмета освоить дополнительную профессиональную программу по ОРКСЭ, в рамках которой есть «Основы православной культуры».
Свое видение Игорь Реморенко представил так: «Разные люди бывают: учителя истории, учителя мировой художественной культуры. Здесь все зависит от кругозора, интересов, способностей каждого учителя. Тут я бы не требовал наличия жестких квалификаций. В нашей школе курс по этике преподавал биолог, потому что он действительно об этом думал, писал статьи».
Текст подготовлен в сотрудничестве с проектом «Индикатор» (Indicator.Ru).