Настоящая драма, едва не закончившаяся катастрофой с гибелью более двухсот человек, развернулась в небе над Черным морем в феврале 2014 года. Об этом стало известно из материалов иска, которые к минобороны Великобритании подали девять военнослужащих и один гражданский работник, ставшие пассажирами злополучного рейса.
В тот день (точная дата не сообщается) британский военный самолет Voyager выполнял плановый перелет из Британии в Афганистан на высоте 11 километров, когда, находясь над акваторией Черного моря, он неожиданно стал буквально падать вниз.
Пока неуправляемое падение продолжалось, самолет успел потерять полтора километра высоты.
Самолет Voyager — многоцелевой военный вариант гражданского широкофюзеляжного лайнера Airbus A330-200, который может использоваться либо в качестве воздушного танкера-заправщика, либо как транспортный самолет. Так, внутреннее пространство самолета может быть переоборудовано для перевозки 380 военнослужащих.
В тот день на борту самолета находились почти две сотни человек, и, когда началось падение, многие из пассажиров и членов экипажа буквально были выброшены из своих кресел к потолку. Как сообщает Sunday Times, адвокат, представляющий интересы десяти потерпевших, заявила, что у подзащитных после случившегося было диагностировано посттравматическое стрессовое расстройство.
Известно, что командир корабля, имя которого не называется, предстанет перед судом в феврале 2017 года по обвинению в лжесвидетельстве и небрежном выполнении обязанностей. Выяснилось, что причиной отказа управления стал личный фотоаппарат Nikon, который командир воздушного судна (КВС) брал с собой на борт для фотографирования из кабины.
Из-за небрежности хозяина камера случайно попала между подлокотником и боковой ручкой управления и заблокировала ее ход.
В результате самолет стал камнем падать вниз с максимальной скоростью снижения более пяти километров в минуту, из-за чего пассажиры и члены экипажа буквально стали летать по салону. Второй пилот в этот момент находился вне кабины и при ускорении самолета также оказался в невесомости.
Кое-как ему удалось вползти в кабину экипажа и восстановить контроль над машиной, упершись ногой в потолок.
Падение самолета продолжалось 27 секунд, пока экипажу не удалось восстановить контроль над управлением. 33 человека в результате инцидента получили травмы, однако у некоторых психологические проблемы остались и по сей день. Среди них — беспокойство, депрессия и боязнь самолетов. Адвокатом, защищающим десятерых истцов — восьмерых мужчин и двух женщин, выступает юрист адвокатской конторы Bolt Burdon Kemp Рича Капила. Известно, что троим истцам пришлось уволиться из рядов вооруженных сил после февральского инцидента. «Кто-то в тот момент подумал, что самолет сбит над Афганистаном, — рассказала адвокат. — Личные вещи полетели в хвост самолета, пассажиры кричали и плакали, что не хотят умирать. Это было состояние полного хаоса и страха».
Многие из пассажиров позднее снова и снова переживали страшные воспоминания, ночные кошмары, проблемы с перепадами настроения, бессонницу и даже стали заикаться, «что повлияло не только на их военную службу, но и на отношения» в социуме, пояснила адвокат.
В ранее опубликованном докладе сообщалось, что за три-пять минут до инцидента командир корабля произвел 28 снимков из кабины, сделал он это спустя четыре часа полета по пути в Кэмп Бастион — основную военную базу Британии в Афганистане.
Указывалось, что все случилось при движении кресла пилота вперед, что привело к застреванию камеры.
В докладе признавалось, что размещение камеры между подлокотником и сайдстиком представляло опасность и существовала реальная угроза «потери самолета и 198 человек». По словам военных источников газеты, британским пилотам до сих пор не запретили брать в кабину фотоаппараты, им лишь советуют пользоваться ими «со здравым смыслом».
Похоже, проблема посторонних предметов в кабине пилотов, блокирующих органы управления, становится реальной угрозой в авиации. В апреле «Газета.Ru» рассказывала, что из-за такой же оплошности летчиков в Афганистане разбился транспортный самолет Hercules ВВС США. Машину, себя и еще нескольких человек погубил американский «коллега» британского летчика, догадавшийся вставить футляр от очков ночного видения между штурвалом и приборной доской.