Информация о том, что планы правительства сократить расходы на науку и образование приведут к массовым увольнениям ученых и сокращению бюджетных мест, уже пошла гулять по научным учреждениям и вызвала бурное обсуждение среди представителей академических институтов и представителей системы образования.
Как ранее сообщила «Газета.Ru», в распоряжение которой попали документы Минобрнауки к пятничному совещанию у премьер-министра Дмитрия Медведева,
планы Минфина сократить расходы на науку и образование приведут к массовым сокращениям научных кадров и урезанию бюджетных мест в вузах — до 40%.
Главными последствиями затягивания поясов были названы сокращения работников ФАНО (8300 человек в 2017–2019 годах), Курчатовского института (1500 человек в 2017 году) и в вузах – до 500 человек в 2017 году, снижение публикационной активности ученых и уменьшение доли российских статей в журналах Web of Science до 2%, общее сокращение научных исследований.
И Минобрнауки, и ФАНО, и руководства вузов не подтвердили планов по сокращению кадров: «Сведения, изложенные в публикации, не соответствуют действительности, некорректны и не являются официальной позицией Минобрнауки России. Количество бюджетных мест в вузах гарантировано федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и не может подвергаться сокращению. Также на 2017 год защищены и проиндексированы расходы на стипендиальное обеспечение, прирост бюджетных расходов на выплату стипендий в 2017 году составит более 1,3 млрд руб. <…> У министерства нет никаких планов по сокращению ученых и научных сотрудников. С 2016 года были удвоены выплаты академикам и членам-корреспондентам государственных академий наук, и в 2017 году указанный уровень выплат будет сохранен», — говорится в заявлении министерства.
«Бюджет науки, как и расходы государственной программы «Развитие науки и технологий» на ближайшие три года, находятся сейчас в стадии обсуждения. ФАНО России для выполнения указа президента по увеличению заработных плат научных сотрудников до 200% от средней по регионам постоянно отстаивает необходимость выделения дополнительных средств. Предложения по сокращению научных сотрудников в академических институтах в агентство не поступали», — заявили в ФАНО.
О планах сокращать места не говорят и в московских вузах: число принятых первокурсников в 2017 году или не планируется уменьшать, или сокращение будет минимальным.
Однако названные цифры — не угроза. Это сухой расчет последствий секвестра, который провели в Минобрнауки, отстаивающем в правительстве финансирование госпрограмм и выполнение распоряжений и указов президента в этой области.
Новостью стали названные количественные показатели сокращений, а вот сами планы правительства для многих новостью не стали — информация о них просачивалась два последних месяца.
«Если говорить о ФАНО, то его глава Михаил Котюков, кажется 22 июня, говорил, что по планам, предварительным, в следующем году будет хуже, чем в нынешнем, возможно, существенно», — напоминает Евгений Онищенко, член Центрального совета Профсоюза работников РАН, научный сотрудник Физического института им. П.Н. Лебедева. «Та рабочая информация, которая сейчас есть, показывает, что эти цифры могут быть существенно ниже, чем параметры даже текущего года. Я думаю, что, может, за месяц ближайший что-то изменится в плане балансировки бюджета. Но пока цифры неутешительные», — заявил тогда Котюков. При этом в начале июля правительство приняло решение избрать бюджетную стратегию, в рамках которой расходы по большинству госпрограмм в 2017 году должны быть сокращены, а в дальнейшем будут заморожены.
Проблема в том, что, согласно майскому указу президента (2012 года),
к 2018 году средняя зарплата научных сотрудников должна быть доведена до 200% до средней по региону.
«Очевидно: если денег становится меньше, а указы эти никто не отменял, то сокращения будут, поэтому сюрпризом это не стало», — считает Онищенко.
Что подобные сокращения будут значить в масштабах ФАНО? На начало 2015 года в его организациях работали 49 тыс. научных сотрудников. Если прогнозы Минобрнауки сбудутся,
работы могут лишиться около 17% сотрудников институтов.
При этом, на сколько именно в ближайшие годы Минфин намерен урезать финансирование науки, пока неизвестно, хотя обычно такой документ появлялся на сайте Минфина в начале июля. Видимо, расчеты Минобрнауки следуют на основе межведомственной переписки, предполагают источники, опрошенные «Газетой.Ru».
Если подобные сокращения произойдут, предупреждают профсоюзные работники, это вызовет серьезные протесты в профсоюзах ученых и других организациях, так как правительство не выполнит поручения президента. Речь идет о распоряжении Пр-1369, п. 2-б, принятом 24 июня 2015 года, которое гласит: «Обеспечить при формировании проектов федерального бюджета на 2016 год и последующие годы объем бюджетных ассигнований на проведение фундаментальных научных исследований в процентном отношении к валовому внутреннему продукту на уровне 2015 года». «Если майские указы были подписаны в тучный 2012 год, то это поручение утверждено уже в кризисный 2015-й, и там написано, что ответственный за исполнение — Д.А. Медведев. Оно, насколько я знаю, не отменено,
значит, Д.А. Медведев не выполняет поручения В.В. Путина», — считает Онищенко.
С тем, что сокращения финансирования в науке ожидаются и обсуждались давно, согласен председатель Профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин. «Доверительная информация такого рода к нам поступает из разных источников. Дальнейшее сокращение финансирования в рублях поставит институты на грань краха», — считает он.
Уже с начала этого года в условиях секвестра институты активно проводят кадровую чистку, среди крупных это ФИАН, ИОФАН, Институт программных систем, являющиеся лидерами по доле внебюджетного финансирования.
По подсчетам Калинушкина, увольнения коснулись 3–5% сотрудников. «В условиях того, что в 90% случаев институты приобретают зарубежные приборы и реактивы, возросли коммунальные и эксплуатационные расходы, реально финансирование институтов упало процентов на двадцать, в следующем году, по нашим оценкам, будет сокращение 7–10% научных сотрудников», — полагает он.
В сложившейся ситуации проблема с финансированием уже вышла со второго на первый план после реформы РАН, в рамках которой институты жалуются на вмешательство ФАНО в управление научными проектами. «Ситуация с финансированием простенько угробит науку. Придется выводить людей на улицу, с требованием, чтобы правительство Российской Федерации выполняло указы президента и его поручения», — добавил он.