До сих пор исследователи спорят о том, что означало в письме-предписании употребленное выражение «окончательное решение еврейского вопроса». Некоторые полагают, что это вовсе не значит «уничтожение», а, например, депортация. Для расшифровки этих слов следует вспомнить, что «окончательному решению» не один год предшествовало «поэтапное», прошедшее несколько стадий «решение еврейского вопроса».
<1> Первые антиеврейские идеи Гитлер выдвинул в письме от 16 сентября 1919 года, известном как «Первое политическое сочинение Гитлера».
В этом документе он называет проблемы «еврейской расы» основным источником опасности для Германии и для народов мира и указывает на антисемитизм как на единственное решение этой проблемы.
На первом этапе он предлагает планомерную борьбу с евреями путем антиеврейского законодательства, на втором — выдвигает «окончательную цель — устранение евреев вообще». Гитлер писал, что «иудаизм — это определенная расовая, а не религиозная группа. Как следствие, среди нас живет негерманская раса со своими собственными чувствами, мыслями и устремлениями, и обладает теми же правами, что и мы». Уже тогда Гитлер высказывает мысль о том, что решить «еврейский вопрос» может сильное государство, которое лишит евреев всех гражданских прав. Однако конечной целью, как он подчеркивает, «должно быть полное и бескомпромиссное изъятие евреев», предвосхищая свою политику после прихода к власти.
Постепенный переход от теории к практике начался с приходом к власти Гитлера 30 января 1933 года. С этого момента почти каждый год стали приниматься решения, которые вели к становлению репрессивного аппарата, сосредоточенного главным образом на борьбе с «повсеместным еврейским засильем», как его любили называть в Третьем рейхе. Хотя говорить о засилье не вполне корректно: к 1933 году в Германии проживало около полумиллиона евреев, что составляло лишь около 1% от общего населения страны.
Целью первых законодательных актов было избавление от лиц еврейской национальности в чиновничьем аппарате.
Принимается так называемый «Закон об «ариизации» государственных служащих», в соответствии с которым занимать пост чиновника может только ариец, то есть немец, который может документально доказать свое арийское происхождение.
Следующие законодательно принятые нормы были связаны с Нюрнбергскими расовыми законами. 15 сентября 1935 года на заседании партийного съезда в городе Нюрнберге принимаются два принципиально важных законодательных акта. Первый акт связан с введением политических ограничений для лиц еврейской национальности: они лишались основных политических прав. Второй акт был посвящен запрету на создание смешанных браков между арийцами и неарийцами. Наказанию подлежали и те и другие за то, что наносили ущерб арийской нации.
Происходит законодательное оформление дискриминационных догматов идеологии Третьего рейха. Следующим шагом стала Хрустальная ночь 1938 года, одним из организаторов которой был Рейнхард Гейдрих, начальник гестапо, а с сентября 1939 года — начальник Главного управления имперской безопасности (РСХА). Это событие знаменовало собой начало окончательного решения еврейского вопроса.
Еврейские погромы охватили всю Германию.
Конечно, они случались и раньше, однако носили локальный характер в зависимости от какой-то определенной территории. Сейчас же эти погромы приобрели общенациональный характер. Причиной такой реакции было убийство эмигрантом еврейского происхождения немецкого дипломата в Париже. В ответ немецкая общественность, уже оказавшаяся под влиянием идеология государства, отреагировала таким образом. За одну ночь произошел поджог синагог по всей Германии, 267 из которых сгорели дотла, большинство еврейских магазинов, лавок были разгромлены, было убито около 100 человек. В стране начал царить государственный террор. После Хрустальной ночи в концентрационные лагеря стали направлять немецких евреев только в связи с их национальностью.
Но все же основные жертвы, которые связаны с Холокостом, касаются, конечно, европейского еврейства. Начиная с включения Австрии в 1938 году в состав Германии и впоследствии присоединения Судетской области к Германии, а в 1939-м уже с возникновением протектората Богемии и Моравии начинаются меры по арестам и вытеснению еврейского населения с должностей и профессий.
В 1936 году Гитлер поручил Герману Герингу, министру авиации, а с 1940-го — рейхсмаршалу, осуществление так называемого Четырехлетнего плана — перевода страны на военные рельсы. В руках одного человека оказалась сосредоточена вся экономика Германии.
Концерн «Герман Геринг верке», созданный в 1937 году, принял в свое ведение многочисленные конфискованные у евреев заводы, а позже — заводы на оккупированных территориях.
Но особое пристрастие Геринг питал к предметам искусства, многие из которых были собраны евреями и теперь могли быть и были также беззастенчиво конфискованы. Как доносил один из чиновников немецкой военной администрации в Париже, «специальный поезд фельдмаршала Геринга состоял из двадцати пяти вагонов, наполненных самыми ценными произведениями искусства». Интересно, что перед нападением на Россию, в июне 1941 года, Геринг разработал подробную программу грабежа ее территорий. Первые строки текста этой программы гласят: «Согласно приказу фюрера необходимо принять все меры к немедленному и полному использованию оккупированных областей в интересах Германии...»
В январе 1939 года Рейнхард Гейдрих предложил основать в Берлине Имперское Центральное бюро еврейской эмиграции, призванное всесторонне регулировать эмиграцию евреев и уполномоченное выдавать им разрешения на выезд.
После начала войны в 1939 году Гейдрих совместно с Генрихом Гиммлером, рейхсфюрером СС, возглавил айнзацгруппы — военизированные эскадроны смерти, чьим назначением было «решить еврейский вопрос» на оккупированных Германией территориях стран Европы и СССР.
Таким образом, осуществление нацистской антиеврейской политики было отдано в руки Гейдриха и СС.
В конце сентября Гейдрих распорядился сосредоточить польских евреев в гетто и организовать еврейские советы — юденраты. По его приказу евреев сосредотачивали в крупных городах рядом с транспортными линиями, в ожидании следующего этапа «окончательного решения».
Наконец 31 июля 1941 года Геринг подписал приказ о назначении Гейдриха ответственным за «окончательное решение еврейского вопроса» в Европе, по которому предполагалось уничтожение почти 20 миллионов человек. Вероятно, это предписание помимо осуществления нацистской мечты — уничтожения «всемирного отравителя всех народов» — имело еще и материальный интерес. Именно поэтому письмо Гейдриху подписал не рейхсфюрер СС Гиммлер, что было бы вполне логично, а рейхсмаршал Геринг.
Согласно предписанию Гейдриху поручено «провести все необходимые приготовления для организационного, экономического и материального обеспечения окончательного решения еврейского вопроса в Европе и на территориях, находящихся под контролем Германии». Гейдрих также был уполномочен представить в ближайшее время общий план мероприятий по решению этого вопроса.
Предписание Геринга имело страшные последствия. В январе 1942 года на Ванзейской конференции была одобрена программа Гейдриха об «окончательном решении еврейского вопроса», означавшая уничтожение евреев на всей подвластной нацистской Германии территории.
Это решение не афишировалось, и мало кто, в том числе и будущие жертвы, мог поверить, что в XX веке такое возможно.
Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались лагеря смерти, которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей — только на моментальное уничтожение новоприбывших. С этого момента счет жертв пошел не на тысячи и даже не на сотни тысяч. От 4 до 8 миллионов — так оценивается, по разным подсчетам, число жертв среди еврейского населения.