Несмотря на внешнее давление, экстремисты из террористических организаций, в том числе и запрещенной в России группировки «Исламское государство» (организация запрещена в России), присутствуют в интернете и могут оказывать влияние на людей, не имеющих отношения к террористам. Пропаганда экстремистских идей в веб-пространстве идет на руку современным группировкам, в то время как их предшественникам этот способ продвижения идеологии был недоступен. Помимо увеличения числа завербованных членов террористических организаций, распространение информации в сети может быть чревато появлением «самостоятельных» террористов, фактически не принадлежащих к группе, но вдохновленных ее деятельностью.
Например, массовый расстрел в Сан-Бернардино, штат Калифорния, устроила семейная пара, воодушевленная ИГ.
Характерной чертой такой эволюции является самоорганизация онлайн-сообществ – специальных групп в социальных сетях, например в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и его аналогах, число которых стремительно возрастает перед проведением атак в реальности.
Ученые из Университета Майами и Гарвардского университета провели исследование, опубликованное в научном журнале Science,
в ходе которого изучили взаимосвязь между многолетней активностью ряда интернет-пользователей социальных сетей Facebook и «ВКонтакте» и реальными нападениями.
В своем предыдущем исследовании команда физиков, компьютерщиков и специалистов по информационным технологиям с помощью доступных программ разработала алгоритм (код), который позволил наблюдать за коллективным поведением пользователей в Facebook и Twitter в Латинской Америке (Венесуэла и Бразилия), где проходили гражданские акции протестов. Ученые применили физические законы, которые объясняют поведение живых организмов,
например стай птиц и косяков рыб,
и на основе полученных данных о поведении пользователей в группах смогли предсказывать, где и когда вспыхнет очередной протест. В нынешнем исследовании ученые решили посмотреть на поведение групп с экстремистской тематикой в социальных сетях. Юлия Воробьева, политолог, одна из авторов исследования, рассказала «Газете.Ru»: «Для анализа активности таких сообществ мы выбрали «ВКонтакте», потому что Facebook и Twitter уже довольно хорошо исследованы учеными, а в отечественном аналоге, самом крупном европейском социальном онлайн-сервисе, неизученной информации гораздо больше». По оценкам исследовательницы, на момент начала исследования экстремистские группы, поддерживающие «Исламское государство»,
были очень активны во «ВКонтакте», несмотря на возможное отрицание данного факта администрацией социальной сети.
Цель исследования — проследить, как пользователи собираются в группу и как себя ведут эти сплоченные группы под воздействием внешних атак, то есть блокировок. «Когда эти сообщества только начали появляться во «ВКонтакте», администрация действительно начала их блокировать, и мы более года отслеживали за реакцией групп на блокировки. В результате мы выявили механизм выживания групп, который делает сообщество похожим на живой организм. Например, когда блокируется сообщество, пользователи, естественно, фрагментируются.
Тут можно провести аналогию со стаей птиц, которая под воздействием внешних сил также разбивается на мелкие группы.
Но после они снова объединяются и превращаются в одну большую группу, и, что немаловажно, это происходит на следующий или даже в тот же день, — пояснила Юлия Воробьева. — Если экстремистские группы будут слишком быстро закрываться, то подписчики их попросту не найдут, а если они будут слишком открытыми, то их быстро заблокируют — а значит, группа использует собственные стратегии выживания. Эти стратегии эволюционируют, однако мы увидели, что за год администрация «ВКонтакте» действительно добилась успехов и активность групп сильно снизилась, а все потому, что блокировки групп производились в нужном темпе (если проводить их реже — то содержание расползается по сети с молниеносной скоростью)».
В ходе исследования ученые идентифицировали группы с экстремистской тематикой с помощью комбинаций хештегов, таких как #isn, #khilafah, #fisyria, #игиш, #дауля и #халифат. В течение восьми месяцев этот процесс протекал вручную, и точность идентификации этих сообществ была очень высокой — порядка 99%. Параллельно программисты разрабатывали алгоритм, чтобы автоматизировать процесс. «В дальнейшем компьютер выявлял группы, а я потом проверяла, действительно ли они поддерживают «Исламское государство», так как компьютер может ошибаться», — добавила политолог. В отличие от случайных упоминаний ИГ в постах Twitter или неспециализированных группах, в сообществах об экстремистских группировках могут возникать обсуждения оперативных деталей — маршрутов для финансирования, способы избежать разоблачения и технологические аспекты. Приватный статус группы также не являлся преградой для программистов, так как с помощью доступных технологий, например API , в социальных сетях запрашивались открытые данные и впоследствии исследователи могли ими пользоваться.
Это не является нарушением пользовательских прав, и ученые не вступали в контакт с членами этих групп. В результате были обнаружены 196 пропагандистских сообществ, куда входили более 108 тысяч пользователей в период с 1 января по 31 августа 2015 года. Оказалось, что большая часть участников таких групп не были связаны между собой, единственное связующее звено в полученной цепочке графов — сами пользователи, которые в реальности могли никогда не встречаться.
Суть модели выживания таких групп состоит в следующем: 15% таких групп после идентификации просто меняют название, 17% становятся приватными — доступ для любого пользователя становится закрытым.
Еще 4% закрытых сообществ через некоторое время реинкарнируются по другому адресу, и туда возвращается около 60% подписчиков.
«Тем не менее, в отличие от предыдущего исследования, еще нельзя говорить о возможности предугадать террористические атаки, так как в настоящем исследовании попросту не хватило материала. На сегодняшний день мы заметили, что активность групп значительно возросла в сентябре 2014 года, когда в Кобане — сирийском городе — проходили боевые действия. Но пока этот пример единственный, и еще рано говорить о каких-то предсказаниях. Другие корреляции пока не прослеживались», — добавила Юлия Воробьева. В дальнейших исследованиях ученые планируют работать не только с «ВКонтакте», но и с другими соцсетями.