В четверг, 2 июня, 11-классники напишут ЕГЭ по базовой математике, а 6 июня — по профильной математике. В преддверии этих экзаменов отдел науки «Газеты.Ru» поговорил со школьниками, решившими поступать на мехматы и физфаки, и узнал, как сегодняшние абитуриенты оценивают состояние науки в стране и почему они решили связать жизнь с царицей наук.
Александр Кореневский
Начало июня. Вузы страны вскоре откроют свои двери новым абитуриентам, и как никогда остро встает вопрос поступления. В этом году он коснулся и меня. Уже в июле нужно выбрать то место, в котором мне предстоит учиться в дальнейшем. И выбор этот непрост. Я определил для себя два места, куда бы я хотел пойти: мехмат МГУ или же матфак НИУ ВШЭ. Когда я только начал задумываться о поступлении, я рассматривал множество вузов, в том числе и зарубежных. Впрочем, они достаточно быстро выпали из круга моих наблюдений. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, я считаю, что математическое образование в России не уступает зарубежному уровню, во-вторых, учиться в родной стране (а в моем случае еще и в родном городе) гораздо легче, чем осваиваться в другом государстве, и, в-третьих, хочется же прийти в не совсем незнакомый коллектив, а туда, где есть твои знакомые.
Пройдут года.
Учеба, выпуск, и что же дальше? Наука? Возможно.
Говорить сейчас о положении науки в нашей стране я не возьмусь, ведь не обладаю достаточными знаниями по данной теме. Впрочем, думаю, что наука в России развивается и приобщиться к ней, стать ее частью — весьма неплохая альтернатива после окончания университета.
Степан Осипов
Во-первых, уровень образования в ведущих вузах России мне кажется достаточно высоким, так что большого смысла уезжать учиться за рубеж я не вижу.
Может быть, правда, аспирантура за рубежом лучше.
В России два самых сильных физических факультета — физфак МГУ и факультет общей и прикладной физики МФТИ. Думаю, что они оба могут дать хорошее образование, но лично мне будет разумнее пойти на ФОПФ, так как в МФТИ гораздо сложнее расслабиться.
Как я оцениваю состояние науки? Это сложный вопрос, потому что с наукой я почти не контактировал. Я слышал, что в последнее время в науку стали вкладывать больше денег, так что сейчас ее состояние улучшается. Но все равно остается много проблем: например, если нужно заказать что-то из-за рубежа, мало того что оно будет долго добираться, его надолго задержат для таможенного контроля, так что все вместе занимает несколько месяцев. Но я надеюсь, что состояние науки продолжит улучшаться.
Петр Казаков
Я собираюсь поступать в МГТУ им. Баумана. Я сделал именно такой выбор, так как меня привлекают инженерные специальности. Кроме того, мне интересно этим заниматься, и полученные знания будут иметь практическое применение. Бауманка — так как я считаю, что именно в плане подготовки инженеров она на первом месте в России.
Почему хочу остаться в России и не хочу ехать учиться в другие страны? Мне здесь нравится жить.
Что касается науки, тут небольшие проблемы. Да, у нас есть много вузов, готовящих действительно хороших ученых, но именно наука у нас плохо спонсируется. Заниматься ею в России, на мой взгляд, просто невыгодно: меньше возможности, чем в других странах, с одной стороны, с другой — сама по себе работа ученого оплачивается невысоко. Возможно, ситуация уже меняется, но пока кардинальных изменений лично я не замечал, следовательно, все находится примерно в том же состоянии, что и несколько лет назад, прогресса почти нет.
Татьяна Езубова
Наверно, стоит сказать, как я начала заниматься математикой. Увлеклась в первый раз я в шестом классе, а в седьмом неожиданно как для себя, так и для всей семьи перешла в лицей «Вторая школа». Это было большое начало, но по-настоящему я поняла, что математика мне действительно нравится и я готова заниматься ею почти на профессиональном уровне, когда поехала в предметные лагеря. На самом деле существует целое сообщество математиков, есть люди, которые в этом сообществе многих знают, учителя, которые периодически меняют место преподавания, но все равно остаются внутри этого «мира». Именно здесь, при встрече с увлеченными людьми, тебя впервые захватывает. И меня захватило!
Математику я считаю высшим видом творчества. Наука — самое достойное занятие для человека, который хочет работать мозгом. Искусство бывает очень разное — например, картины, музыка, всевозможные танцы и так далее, а я утверждаю, что Математика — точно такое же творчество.
В математике есть красота, невероятная красота, от которой захватывает дух, просто ее особенность в том, что в отличие от картин и музыки она открывается только тем, кто достаточно долго этим занимается.
Математика открывает миры, это как вдруг оказаться новым Колумбом и представить, что не все острова открыты. Если работать в этих надмирах, начинаешь понимать, насколько силен человеческий разум, насколько много информации он способен объять. Все связано! Иногда на примитивной, искусственной идее надстраивается целый мир, дворцы теорем, мосты ко всем другим идеям... Это непередаваемо, когда из хаоса фактов, понятий и лемм выстраивается простейшая в своей формулировке теорема или формула, как, например, многим известная e^i*pi = -1, которая связывает все, объясняет каждый факт, смешивает комплексные числа с геометрией, натуральным логарифмом и основой основ — единицей. Математика — та красота, которая у меня получается, которую я чувствую и могу воспроизводить.
Конечно, математика несет в себе еще и прикладное значение, то есть всевозможные вычисления, модели и так далее. Сейчас я еще не до конца выбрала между математическим факультетом ВШЭ и New York University, хотя склоняюсь скорее ко второму варианту. Поясню почему: безусловно, в России сильнейшее образование в математике, это известно всем, с этим спорить я не возьмусь. Тем не менее в России (как и в Англии, как и много где еще) степень свободы в выборе курса, программы и тому подобного очень мала, то есть, выбрав матфак или мехмат, я, скорее всего, буду заниматься сугубо математикой, чистой или прикладной. В Нью-Йоркском университете же я вольна выбрать помимо математики официально еще и французский, танцы, биологию — что угодно. В первый год у меня вообще нет надобности выбирать major — основной предмет, которым я хочу заниматься. Это очень прельщает, ведь все-таки помимо математики меня еще очень многое увлекает.
Артем Новиков
Физика стала вызывать у меня наибольший интерес ближе к концу обучения в школе, в 10–11 классах. Учитель преподносил теоретический материал в форме увлекательных лекций, предлагал для решения непростые и интересные задачи. Благодаря такой манере ведения уроков у меня зародился интерес к физике как к науке. Именно тогда в моем сознании сформировалось выходившее за рамки обычного школьного определения, относительно ясное понимание того, что она представляет собой.
Я стал посещать организованный учителем кружок, начал участвовать в олимпиадах.
В итоге я решил, что выберу физику в качестве занятия, которому посвящу обучение в университете. Я решил поступать в МФТИ, потому что меня привлекает существующая там система «базовых кафедр», позволяющая использовать полученные знания на практике и приобретать ценный опыт в лабораториях, институтах. Кроме того, МФТИ зарекомендовал себя в качестве передовой научной организации, имеющей дело с самыми современными исследованиями и технологиями.
Мне сложно судить об отечественной науке, потому что у меня нет полного понимания масштабов и целей научной деятельности в нашей стране, я не знаю, какими средствами располагают научные организации. Хотя, судя по постоянному наличию новых открытий в стране, в будущем науку ждет как минимум стабильное поступательное развитие.
Артем Орешкин
Я собираюсь поступать на мехмат МГУ, так как я учился в физико-математической школе и мне близко это направление. Я хочу заниматься не чистой наукой, а скорее применять математику на практике (в экономике).
Многие мои знакомые советуют мне мехмат, поэтому из математических факультетов я выбираю мехмат.
Я хочу получить математическое образование в России, так как не владею достаточным уровнем знания языка, в России привычнее и проще подавать документы, при этом уровень образования, на мой взгляд, вполне достаточный, чтобы получить хорошую работу. На мой взгляд, в России науке уделяется должное внимание, хотя недостаточно хорошо проявившее себя за рубежом взаимодействие бизнеса и науки.