«России есть чему поучиться у других стран»

Зачем студенты поступают в докторантуру

Анастасия Лебедева
Shutterstock
«Докторантура увеличивает шанс получить желаемую работу», — считают за рубежом. Зачем еще иностранцы получают PhD и почему россияне едут в другие страны за степенью, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Зачем студенты поступают в докторантуру — российский аналог аспирантуры? Этим вопросом задались американские ученые. Они проанализировали, как планы студентов связаны с следующими тремя ключевыми факторами: информацией о спросе на рынке труда, со стремлением продвинуться как можно выше по карьерной лестнице, а также с рядом возможностей, которые предоставляет докторантура (такими как, например, стипендии и возможность стать автором рецензируемых публикаций). Результаты исследования были опубликованы в последнем выпуске журнала Science.

В начале работы ученые полагали, что кандидаты в доктора наук выбирают такой путь преимущественно как научно ориентированную деятельность.

В исследовании принимали участие 5928 студентов, получающих докторскую степень, из 39 различных научно-исследовательских институтов США. Также ученые пользовались онлайн-источниками, в которых хранилась информация о карьерных успехах участников. Исследователи опрашивали студентов два раза: сначала — весной 2010 года, когда участники исследования только начинали обучение для получения степени PhD. 37,47% всех студентов поступили в докторантуру естественных и биологических наук, 11,23% студентов изучали химию, 14,27% — физику, 27,14% — инженерное дело и еще 9,89% — программирование. Изначально около 79% выпускников-биологов и других естественников планировали продолжать обучение в докторантуре. По другим специальностям таких студентов было около 53% в целом.

В ходе эксперимента участников попросили оценить привлекательность академической и ненаучной карьеры без оглядки на реальное количество рабочих мест и запросы работодателей. Выяснилось, что студенты, изначально планировавшие продолжать образование после магистратуры, в основном действительно были нацелены на научно-исследовательскую карьеру. Однако

около трети учащихся такой цели не преследовали — например, 78% студентов-биологов и биомедиков, а также 42% студентов других специальностей посчитали, что по крайней мере один год обучения в докторантуре позволит им продвинуться по карьерной лестнице, не связанной с наукой напрямую.

Впрочем, авторы исследования подчеркивают: достоверные данные о том, помогает ли получение ученой степени получить желанную, но не связанную с академической деятельностью работу, отсутствуют. По итогам первого этапа эксперимента социологи предположили, что многие студенты видят время, потраченное на получение докторской степени, как возможность отсрочить построение долгосрочной карьеры.

Второй раз исследователи опрашивали тех же студентов, но уже получивших степень PhD, в 2013 году. 74% выпускников, обучавшихся на биологических специальностях, действительно решили учиться дальше. Среди выпускников из других сфер этот процент оказался ниже — всего 46%.

На вопрос, почему же все-таки студенты сделали выбор в пользу докторантуры, наиболее частым ответом был следующий: «Докторантура увеличивает шанс получить желаемую работу».

Общей проблемой для молодых ученых оказался тот факт, что какая-либо информация о карьерных перспективах в научном сообществе зачастую отсутствует. Участников попросили оценить долю выпускников-докторантов среди всех людей, занятых в их научной нише, и практически у всех опрошенных довольно низкие ожидания соответствовали реальному положению вещей. Более того: когда уже поступивших в докторантуру учащихся спрашивали о том, хотят ли они после окончания учебы претендовать на штатную должность в профессорско-преподавательском составе, лишь 60% студентов естественно-научных направлений и 51% оставшихся ответили «да». Все остальные опрошенные признались в том, что все равно предпочитают в будущем заняться другой, не связанной с наукой, деятельностью.

Отдел науки «Газеты.Ru» решил выяснить, какие цели преследуют россияне, поступающие и поступившие в докторантуру за границу.

«Я поехал получать степень потому, что, во-первых, учиться в аспирантуре и получать за это деньги, достаточные для жизни, можно только на Западе; во-вторых, у меня специальность такая (ренессансная филология), что в России хорошо не научат, и диссертацию без доступа к большим западным библиотекам особо не напишешь, — комментирует эксперт «Диссернета» Иван Бабицкий. — Ну и во Флоренцию хотелось — в Манчестер бы не поехал.

А такого, чтобы хотелось именно уехать из России, не было».

«Если честно, еще учась в 11-м классе, я мечтала поехать учиться за границу, — рассказывает Екатерина Трофимова, студентка одного из ведущих московских вузов. — Родители настаивали, чтобы я отправилась в США или Великобританию, но я понадеялась, что смогу получить хорошее образование и здесь. Ожидания не оправдались. К тому же я успела съездить на языковую стажировку в Америку и тогда окончательно решила, что отправлюсь в эту страну получать степень PhD. В первую очередь потому, что в Штатах совершенно другое отношение к учебе, там никто не относится наплевательски к экзаменам, как у нас, там профессора по-настоящему любят свое дело. Не хочу сказать, что я не патриот, но в плане образования России есть чему поучиться у других стран».