Как запрещали эволюцию

5 мая 1925 года учитель биологии был арестован за преподавание теории эволюции

Яна Хлюстова
Shutterstock
О том, как теорию эволюции Дарвина пытались запретить на законодательном уровне, почему конец этому был положен только в 2005 году и при чем здесь Герберт Уэллс, кишечная палочка и панды, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Акт о запрете эволюции

«Будет нарушением закона, если любой преподаватель любого университета или школы, содержащихся полностью или частично за счет штата, будет преподавать любую теорию, отрицающую историю Божественного Творения человека, как тому учит Библия, и вместо этого преподавать, что человек произошел от низших животных», — гласил текст закона под названием «акт Батлера». Этот закон — не выдержка из книги-антиутопии. «Акт Батлера» — реальный законодательный акт, принятый в 1925 году в американском штате Теннесси. Как следует из текста,

закон запрещал преподавателям школ и университетов рассказывать ученикам и студентам о любых других теориях происхождения человека, кроме божественной.

Закон был внесен в палату представителей штата фермером Джоном Батлером. «Я ничего не знал об эволюции... Я читал в газетах, что мальчики и девочки приходили домой из школы и говорили родителям, что все, о чем говорилось в Библии, — чепуха» — так обосновывал свой законопроект Джон Батлер. Акт был подписан губернатором штата Остином Пием 25 марта 1925 года. Впрочем, подписывая документ, губернатор хотел лишь привлечь на свою сторону избирателей из сельской местности, которых волновало вольнодумство детей. Пий надеялся, что акту Батлера не придадут должного значения и дела в школах и университетах будут идти своим чередом.

Несмотря на это, введение подобного антинаучного закона подтолкнуло Американский союз защиты гражданских свобод к решительным действиям. Эта созданная в 1920 году организация объявила, что берется защищать любого преподавателя, который будет обвинен в нарушении акта Батлера. Сам судебный процесс, позже получивший название «обезьяньего процесса», был инициирован металлургом Джорджем Рапплея — он занимал управляющую должность в дейтонской компании Cumberland Coal and Iron Company. Экономика городка в тот момент находилась в упадке, численность населения сокращалась, и властям пришла в голову мысль о том, что громкое судебное дело привлечет в Дейтон прессу и туристов.

Рапплея организовал встречу между школьным инспектором Уолтером Уайтом и окружным прокурором Сью Хиксом. Участники встречи решили, что обвиняемым в будущем громком процессе будет Джон Скоупс, 24-летний преподаватель математики и естественных наук в одной из школ Дейтона.

Решение за девять минут

Обвинения против учителя были выдвинуты 5 мая 1925 года. В ходе судебного процесса интересы обвинения представлял Уильям Брайан — трижды участвовавший в президентских выборах политик, бывший государственный секретарь США, убежденный пресвитерианец. На стороне защиты выступил известный в то время адвокат Кларенс Дэрроу, агностик. Изначально позиция защиты строилась на аргументе о том, что акт Батлера нарушает права личности учителя, а также его академическую свободу (эта тактика была предложена Американским союзом защиты гражданских свобод). Однако позже Дэрроу изменил линию защиты, атаковав стремление приверженцев теории божественного происхождения человека толковать текст Библии буквально.

На шестой день судебного заседания все свидетели со стороны защиты были допрошены (присяжные при этом не присутствовали), однако судья заявил: приведенные ими аргументы нельзя представлять жюри, так как традиционная клятва свидетелей на Библии перед началом допроса в случае с неверующими людьми не имеет никакой силы.

На седьмой день суда Дэрроу сделал ход конем, потребовав вызвать в качестве свидетеля защиты представителя противоположной стороны — пресвитерианца Брайана.

Дэрроу, в частности, спросил Брайана о том, где Каин мог встретить свою будущую жену, если Ева была сотворена из ребра Адама, на что представитель обвинения ответил: «Предоставляю заняться ее поисками агностикам». Дискуссия между адвокатами длилась два часа, после чего была прервана судьей — он посчитал, что подобные дебаты на религиозные темы к делу не относятся.

Дэрроу отказался от заключительной речи. Брайан же подготовил ее текст, однако на суде не произнес — последнее слово обвинения было роздано репортерам в печатном виде. Там, в частности, было сказано: «Наука — огромная сила, но она не учит морали. С ее помощью можно усовершенствовать машины, но нельзя дать обществу сдерживающее начало, чтобы защитить его от действия этих машин. ... Его учение, и только Его учение может ответить на вопросы, которые терзают сердце и смущают мир».

Восемь дней потребовалось защите и обвинению, чтобы представить свои аргументы, и всего лишь девять минут понадобилось присяжным, чтобы признать учителя естественных наук Джона Скоупса виновным в нарушении антидарвинистского акта Батлера.

21 июля 1925 года был вынесен обвинительный приговор: по решению суда Скоупс должен был выплатить штраф в размере $100 (около $1300 в пересчете на современные деньги).

После вынесения приговора Скоупс произнес свои первые и последние слова за все время процесса: «Ваша честь, я чувствую, что меня признали виновным в нарушении несправедливого закона. Я буду продолжать (так же, как делал до этого) противиться этому закону, как только могу. Любое другое мое поведение противоречило бы моим идеалам академической свободы — учить правде, как это гарантировано нашей конституцией, — а также моей личной и религиозной свободе. Я думаю, что штраф несправедлив».

Герберт Уэллс и сумма штрафа

Несмотря на то что дело было проиграно, цель властей была достигнута: дело «Штат Теннесси против Джона Томаса Скоупса» было широко освещено в прессе, став известным под названием «обезьяний процесс». Хотя попытка привлечь к освещению дела писателя Герберта Уэллса провалилась (он ответил отказом на приглашение Джорджа Рапплея приехать в Дейтон), события этого процесса послужили основой для пьесы «Пожнешь бурю», двух одноименных голливудских фильмов, фильма «Предположение», а также одного из эпизодов мультсериала «Симпсоны».

Адвокаты Скоупса обжаловали решение суда в Верховном суде штата — и выиграли дело. Впрочем,

не потому, что акт Батлера был признан незаконным — судьи придрались к процессуальным нарушениям в ходе слушания «обезьяньего процесса»:

присяжные не определили размер штрафа, и сумму в $100 (минимальную, согласно акту Батлера) назначил судья, а он не имел права назначить штраф, превышающий $50.

Сам же акт Батлера просуществовал вплоть до 1 сентября 1967 года — только тогда, после увольнения учителя Гарри Скотта, боровшегося за свое право преподавать теорию эволюции Дарвина, закон был отменен. В 1968 году Верховный суд США постановил, что запрет на преподавание теории эволюции равносилен навязыванию учащимся религии.

От «Биологии творения» к «О пандах и людях»

Казалось бы, в третьей четверти ХХ века школа наконец-то была надежно изолирована от вмешательства религии в учебный процесс. Однако сторонники теории креационизма — веры в то, что все живые существа возникли в результате действий Творца, — не сдались.

В 1980-е годы некоторые штаты приняли законы, которые требовали включить «креационистскую науку» в школьные программы наряду с теорией эволюции. В качестве обоснования этой позиции креационисты выдвигали, например, следующий аргумент:

многие живые существа устроены столь совершенно, что это совершенство просто не могло возникнуть в результате случайного отбора определенных черт в ходе эволюции.

Излюбленным примером для иллюстрации этого аргумента был жгутик бактерии кишечной палочки E.coli. В тот же период была начата работа и над учебником креационизма — «Биологией творения».

Но тут Верховный суд запретил и эти законы. Тогда «Биология творения» постепенно превратилась в книгу «О пандах и людях»: по сути, это был все тот же учебник креационизма, но теперь слово «креационизм» было заменено на выражение «теория разумного замысла», а «Творец» — на «разумный дизайнер». Религиозные организации начали проталкивать идею о введении этой книги в школьную программу в разных штатах, и в 2004 году их усилия увенчались успехом. Совет по образованию округа Дувр (штат Пенсильвания) принял в дар 60 экземпляров книги, и «О пандах и людях» была включена в школьную программу. Кроме того, учителей биологии обязали говорить детям, что эволюция — лишь теория, а не факт. Учителя отказались это делать, поэтому заявление зачитывали представители администрации, специально приходившие в класс.

Впрочем, радость креационистов длилась недолго: родители учеников подали на школьный совет в суд, который начался 26 сентября 2005 года.

Все аргументы сторонников теории разумного замысла сводились к утверждениям о том, что, если объект выглядит «специально сконструированным», значит, так оно и есть. В декабре 2005 года судья постановил, что книге «О пандах и людях» нечего делать в школьной программе. Решение суда было тщательно проработано и, как надеются специалисты, сможет стать прецедентом для всех последующих процессов подобного рода — если они, конечно, состоятся.