«Наша почта и сердца открыты для всех»

Директор «Альпины нон-фикшн» о том, как выбирать качественный научпоп

Екатерина Шутова
Shutterstock
О том, как написать лучшую и худшую научно-популярную книгу, и о том, что делать с мракобесием в книжных магазинах, в преддверии Всемирного дня книг и авторского права отделу науки «Газеты.Ru» рассказал генеральный директор «Альпины нон-фикшн» Павел Подкосов.

— Сейчас в книжных магазинах зачастую качественный научпоп соседствует с откровенным мракобесием. На этот счет существует два мнения: что подобное соседство недопустимо и что оно нужно для того, чтобы человек пришел за книжкой про пользу гомеопатии и случайно купил книгу про пользу ГМО. А что думаете по этому поводу вы?

— Я думаю, что, если хорошие книги стоят рядом с изданиями по уфологии или с гороскопами, это не катастрофа, хоть иногда и режет глаз. Важнее — чтобы полки с научно-популярной литературой как-то выделялись и вообще были. Специальные выкладки есть в крупных и популярных книжных.

А в небольшие магазины, особенно за пределами городов-миллионников, научно-популярная литература просто не доходит.

Не так важно, с чем соседствуют хорошие книжки, — важно, чтобы их можно было купить в принципе.

— Представьте, что человек забежал в книжный магазин, чтобы купить хороший научно-популярный томик своему другу на день рождения. Времени в обрез. Как можно выбрать качественный научпоп за 10 минут? Чем вы посоветуете руководствоваться?

— Есть несколько маркеров. Журналист и специалист по нон-фикшн Дмитрий Губин, например, советует при выборе научпопа обращать внимание на издательство. Он выделяет следующие: наше — «Альпину нон-фикшн», «Корпус», Ad Marginem и «НЛО» (самому себя рекомендовать несколько странно, согласитесь). Хорошие научно-популярные книги попадаются у «Питера», «Амфоры», у «АСТ» с «Эксмо». Кроме того, есть совсем небольшие издательства, выпускающие качественные тексты, такие как «Физматлит», например.

— Неужели книгу неизвестного издательства вообще нельзя брать?

— Можно. Если вам знаком автор, если вас интересует тема, если книга правильно оформлена. Просто в такой ситуации есть опасность купить немного не то, что написано на обложке. Или не того качества.

До закрытия фонда «Династия» можно было ориентироваться на книжки, которые входят в библиотеку фонда.

Их знаменитое дерево на логотипе — настоящий знак качества, экспертный совет фонда всегда очень внимательно относился к выбору тем и авторов.

Там было очень мощное и правильно отрегулированное сито. Сейчас книги, выход которых «Династия» поддерживала в течение нескольких лет, есть в продаже. Вот их можно рекомендовать смело. Также обратите внимание на премию «Просветитель» (тоже детище фонда), лауреаты и финалисты премии — более чем достойны прочтения.

— А сейчас на смену «Династии» пришла «Эволюция».

— Да, «Эволюция» в этом году запускает собственную очень любопытную книжную программу. Фонд «Траектория», созданный несколькими сотрудниками «Династии», тоже планирует заниматься книгами. Буквально вот-вот стало известно, что и сама «Династия» не бросит свое, не побоюсь слова, великое дело — серию «Библиотека фонда «Династия» продолжит программа «Книжные проекты Дмитрия Зимина». Вот это замечательная новость!

— На что еще нужно ориентироваться при выборе научпопа?

— На имя автора, как я уже сказал. Если у человека есть 10 минут на выбор книги в магазине, то есть и 5 минут на Google. Можно набрать в поисковике «ученые-астрофизики» или «важные книги по эволюции» и найти замечательных авторов, которые на слуху. Посмотреть Wiki, научно-популярные сайты, отзывы.

Важен момент — как оформлен текст. Научно-популярная книга должна содержать библиографический список, примечания (ссылки), предметный указатель (индекс). Очень важно наличие научного редактора. Его может не быть только в том случае, если переводчик или литературный редактор дока в теме.

— Вы заговорили о других издательствах… А насколько сильна конкуренция в вашей сфере? Было ли такое, что вы не поделили автора с другим издательством?

— Конкуренция в научно-популярном секторе растет практически по экспоненте. Сейчас в эту сферу устремились издательства, которые были совсем далеки от научпопа. В этом, кстати, есть серьезная опасность. В ближайшее время рынок могут наводнить некачественные, недопиленные или просто лженаучные книги под маркой научно-популярной литературы.

Нормальная конкуренция же — это хорошо.

Это держит в тонусе, заставляет повышать качество и серьезно анализировать ценообразование.

С «Корпусом», например, у нас приятельские отношения — с Варварой Горностаевой мы найдем компромисс всегда. Обычно издательства знают постоянных авторов друг друга и стараются не делать предложения «чужим» и не переманивать успешных авторов (степень дружественности автора издательству тоже, разумеется, важна). «Корпус» в курсе, что мы издаем Митио Каку и Карла Сагана, а мы знаем, что Ричард Докинз — полностью их автор. Стараемся не залезать на чужую территорию и лишний раз не нервировать друг друга. Новички на этом рынке, возможно, внесут некий хаос. Но в целом книгоиздательский бизнес достаточно цивилизованный, и правила игры есть.

Спорные ситуации, конечно же, возникают. Если книга интересна сразу нескольким издательствам — правообладатель объявляет тендер. И здесь все решается так: кто предложит лучшие условия — больший аванс, роялти, тираж. Это нормальный бизнес-процесс, конкуренция. За нового автора или за автора, который публикуется в разных издательствах, мы и с «Корпусом» можем побиться, обычно даже не подозревая, кто еще участвует в торгах.

— Недавно мы общались с руководителем Российской государственной библиотеки Александром Вислым, и он сказал, что «научно-популярная литература пользуется бόльшим спросом, чем художественная»…

— Наверное, все же нон-фикшн в целом. А не только научпоп. Да, это тренд, который мы с коллегами заметили еще в 2007 году, создавая издательство. Посещая западные выставки, мы обратили внимание, как там этот сегмент быстро развивается. Даже придумывая название издательству, мы знали: заниматься художественной литературой мы не будем (в результате немного позанимались в качестве эксперимента). И я очень рад, что мы оказались правы и тенденция переросла в некий правильный мейнстрим!

— Какие научно-популярные книги покупаются больше всего — по биологии, физике, медицине?

— Рынок до сих пор настолько не насыщен, что качественная книга — по математике ли, астрономии, химии, физике или биологии — продается хорошо. Замечу, что сейчас есть перекос в естественно-научные темы, это более востребовано.

— Может быть, все уже устали от гуманитарных наук?

— Может быть, устали. Но скорее просто не вошли во вкус. К хорошим гуманитарным книжкам интерес растет. Мы видим это и пытаемся устранить дисбаланс. В этом году у нас выйдет несколько книг по истории, лингвистике, психологии, религиоведению — и наших, и западных. Гуманитарные науки не стоит забывать.

— А какие книги читаются лучше — переводные или российских авторов?

— У нас в издательстве больше переводных книг, но сейчас есть хорошо заметная тенденция: русские авторы начинают активно печататься. Мы долгое время не выпускали российские книги просто потому, что научпоп пишется либо учеными, либо научными журналистами, а в России долго не было желающих писать книги среди первых и, по сути, не было вторых. Ученые не хотели писать и не очень умели, если честно. Мне казалось, что многие наши ученые еще недавно считали: знания — это что-то сакральное, то, что должно быть в их лабораториях и академических изданиях.

Не надо упрощать и популяризировать, народу эти знания не нужны. Да и школы научной журналистики не было.

Сейчас в России есть авторы мирового уровня. Мы это приветствуем и активно их ищем, и вот через ваше издание тоже я обращаюсь к ним: давайте сотрудничать! Читатель вас ждет.

Но при этом мы должны издавать и западный научпоп — есть еще очень много непереведенных книг зарубежных ученых и журналистов, с которыми нужно познакомиться российским читателям.

— Какие ваши российские авторы больше всего читаются?

— Книга «Мифы об эволюции человека» финалиста «Просветителя» Александра Соколова очень хорошо продается и не сбавляет темпов уже год, двухтомник «Стой, кто ведет. Биология поведения человека и других зверей» Дмитрия Жукова, лауреата «Просветителя», читают. Неплохой старт у «лучшего популяризатора науки – 2015» (номинация премии «За верность науке») Сергея Попова. Совместно с «ИД «Постнаука» у нас вышла его книга «Суперобъекты. Звезды размером с город».

— А как вы, кстати, ищете авторов? И есть ли возможность, что вы возьмете рукопись неизвестного ученого из глубинки?

— История не про автора, но показательная. Лет пять назад на нас вышла девушка с Дальнего Востока, научный сотрудник Тихоокеанского института биоорганической химии.

Она по своей инициативе начала переводить книгу и на заключительном этапе предложила ее нам.

— И книга вышла?

— Да, речь о «Генетической одиссее человека» Спенсера Уэллса. Отличная получилась книга! Так же и автор из любого города мира, пишущий хорошо по-русски и владеющий интересной нам темой, может выйти на нас.

К вопросу о том, как мы находим авторов: нам их рекомендуют эксперты, мы знакомимся с ними на научно-популярных лекториях (Set-Up, например), форумах, в соцсетях, наша почта и сердца открыты для всех! Мы находим интересных людей через научно-популярные порталы — elementy.ru, ИД «Постнаука» (с ними у нас целая серия), научно-популярный видеоканал Sci-One, «Газету.Ru», через ученых и журналистов, которых я лично знаю… Да, мне вполне можно написать в фейсбуке и предложить свою тему. В любом случае наш редакционный совет заявку рассмотрит.

Стивен Хокинг сказал: «Каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей». А каков ваш совет будущим авторам научпопа?

— Сразу скажу про оформление: в книге должны быть формулы и иллюстрации, но их не должно быть чересчур много. Есть примеры, когда из-за обилия графиков книгу сложно читать, они не помогают усваивать материал, а еще больше запутывают.

Кроме того, если мы говорим о научпопе, то «научное» и «популярное» должны быть сбалансированы. Если книга слишком популярная — ее не будут читать люди с каким-то минимальным опытом чтения научно-популярной литературы. Это другая аудитория, близкая к тем, кто считает научными программы про рептилоидов и планету Нибиру на канале РЕН-ТВ. Если мы слишком увлекаемся научным, то у книги сужается аудитория, это уже академическая литература. Люди мало что поймут, расстроятся и бросят чтение.

— А можете дать вредный совет — как написать худшую научно-популярную книгу?

— Делать выводы однозначные, безапелляционные и «космического масштаба» (желательно еще громкие слова использовать при этом), взывать к эмоциям, а не рассудку, ссылаться не на научные труды, а на популярные книги, телепередачи или религиозные проповеди. Писать панибратски или, наоборот, в стиле учебника. Активно использовать цитаты без указания источника (или ссылаться некорректно), взывать к «авторитету» организаций и исследовательских центров, распространяющих антинаучную информацию («Российская академия психологии», например).

Обойтись без примечаний и списка литературы. Ну и под занавес можно выйти в какой-нибудь замечательной серии вроде «Золотой фонд эзотерики», при этом претендуя на Нобелевскую премию уже в предисловии.

— Наверняка вам пишут письма читатели. Можете вспомнить наиболее курьезные, забавные, шокирующие?

— Нам постоянно пишут письма изобретатели вечного двигателя: «Я понял, как сделать мир счастливым», «Я вычислил, как рождена Вселенная», «Я знаю механизм Большого взрыва», «Я предсказал наличие гравитационных волн еще двести лет назад» — если вы мое письмо не опубликуете, то это знание будет утеряно. Недавно пришел очередной бред, что теория Дарвина была создана в недрах британских спецслужб для реализации каких-то глобальных целей (автор на них намекал, но до подписания договора об издании книги умалчивал), все факты подтасованы, а эксперименты подстроены. Такие гениальные провидцы и великие ученые с тремя классами образования бесконечно нам пишут!

Мы читаем, ну по крайней мере знакомимся с текстами. Ведь можно пропустить и бриллиант.

— А вы не предлагаете книги российских авторов, вышедшие у вас в издательстве, зарубежным коллегам?

— Мы недавно начали этим заниматься. Вышло несколько книг в Латвии, Литве, Голландии. Но это в основном публицистика, история России. С классическим научпопом мы пока не пробовали никуда соваться. Но понятно, что на Западе нас не особенно ждут — у них все хорошо с авторами своими. Британский рынок, например, даже нельзя сравнивать с российским — там пишет каждый десятый. Тем не менее на только что прошедшей книжной ярмарке в Лондоне на российском стенде были представлены книги наших авторов: Александра Соколова «Мифы об эволюции» и Сергея Попова «Суперобъекты». Ими интересовались. По-моему, отечественный научпоп впервые попал на российский стенд на престижной западной книжной выставке.

— И последний вопрос: у вас недавно родился сын. Может, это приятное событие смотивирует вас на издание научпопа для детей?

— Мы думаем об этом. Но при этом я считаю, что издательство должно заниматься тем, что у него хорошо получается. Где все в порядке с компетенциями. Все-таки книги для детей — это другой сегмент. Это работа с другими товароведами, каналами распространения и продвижения, другими типографиями… По детской литературе появляется огромное количество вопросов, по которым мы не всегда компетентны. Пока.
С подростковым сектором проще. Многие наши авторы (например, специалист в области теоретической физики Митио Каку) очень хорошо читаются подростками.

Мы активно покупаем права на книги, которые могут быть интересны и взрослым, и детям (лет с тринадцати), которых не стоит недооценивать.

В общем, в сторону детской литературы мы думаем. Мы — небольшое, мобильное и рисковое издательство. Так что будем экспериментировать!

Пятнадцать научно-популярных книг «Альпины нон-фикшн», которые важно прочитать (по версии Павла Подкосова)

Карл Саган «Мир, полный демонов. Наука, как свеча во тьме»

Митио Каку «Физика невозможного»

Михай Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания»

Стивен Вайнберг «Объясняя мир. Истоки современной науки»

Фрэнк Вильчек «Красота физики. Постигая устройство природы»

Карл Циммер «Эволюция. Триумф идеи»

Дэвид Дойч «Начало бесконечности. Объяснения, которые меняют мир»

Филипп Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев»

Карен Армстронг «История Бога. 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе»

Макс Хейстингс «Вторая мировая война. Ад на земле»

Роберт Мартин «Как мы делаем это. Эволюция и будущее репродуктивного поведения человека»

Сергей Попов «Суперобъекты. Звезды размером с город»

Александр Соколов «Мифы об эволюции человека»

Дмитрий Жуков «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей»

Скотт Стоссел «Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя»