Как рассечь половца на части
В 1103 году, в правление в Киеве великого князя Святополка Изяславича, на реке Сутени (современный юго-восток Украины) состоялась битва между войсками Древнерусского государства и половцами — кочевым народом тюркского происхождения. Инициатором сражения стал переяславский князь Владимир Мономах, который на съезде великих князей у Долобского озера вблизи Киева заявил: необходимо предупредить половецкие набеги и гибель смердов во время них.
Результатом битвы стала победа русских войск — они «взяли тогда скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добычей и с челядью, и захватили печенегов и торков с вежами». Во время сражения было убито множество половцев, в том числе около 20 половецких ханов. Историкам известно, что один из лидеров половцев, Белдюз, попав в плен, попытался откупиться золотом и серебром.
«Сколько раз вы клялись не воевать, а потом все воевали Русскую землю? Зачем же ты не учил сыновей своих и родичей соблюдать клятву, а все проливал кровь христианскую? Так будь же кровь твоя на голове твоей», — получил в ответ на свое предложение пленник. А вскоре Белдюза рассекли на части.
«Шелудивый хищник» и новая битва
Спустя два года после победы русских войск половецкий хан Боняк, прозванный русскими летописями «шелудивым хищником» за свои частые и кровавые набеги на Русь, напал на город Заруб, в котором поселились ставшие подданными киевского князя торки и печенеги.
«Пришел Боняк к Зарубу, находившемуся на западной стороне Днепра, против трубежского устья, победил торков и берендеев, — писал русский историк Сергей Соловьев. — В следующем, 1106 году Святополк должен был выслать троих воевод своих против половцев, опустошавших окрестности Заречьска; воеводы отняли у них полон. В 1107 году Боняк захватил конские табуны у Переяславля; потом пришел со многими другими ханами и стал около Лубен, на реке Суле.
Святополк, Владимир, Олег с четырьмя другими князьями ударили на них внезапно с криком; половцы испугались, от страха не могли и стяга поставить — и побежали: кто успел схватить лошадь — на лошади, а кто пешком; наши гнали их до реки Хороля и взяли стан неприятельский; Святополк пришел в Печерский монастырь к заутрене на Успеньев день и радостно здоровался с братиею после победы».
«Этот поход начался необычно»
26 февраля 1111 года русское войско, возглавляемое Святополком Изяславовичем, Давыдом Святославичем и Владимиром Мономахом, отправилось к половецкому городу Шарукань (от имени половецкого хана Шарукана).
Точное место нахождения города не установлено, но, по предположению историков, наиболее вероятна локализация на харьковской стороне Северского Донца.
«Этот поход начался необычно, — пишут историки Александр Боханов и Михаил Горинов. — Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.
Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока».
Дождь, гроза и брод
27 марта 1111 года неприятели встретились на реке Салнице, притоке Дона. По словам летописцев, половцы «выступиша яко борове (лес) велицин и тмами тьмы».
Они со всех сторон обступили русское войско, а русские князья обнялись и сказали друг другу: «Убо смерть намъ зде, да станемъ крепко».
Враги сошлись в рукопашном бою, в котором вскоре начало побеждать русское войско — несмотря на численное преимущество половцев. Вскоре началась гроза, полил сильный дождь и подул ветер — тогда князья перестроили свои ряды так, чтобы ветер и дождь били в лицо половцам. А спустя некоторое время половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду, бросая оружие и умоляя о пощаде.
В битве половцы потеряли около 10 тыс. человек убитыми и ранеными.
Согласно летописи, победители спрашивали пленных: «Как это вас была такая сила и вы не могли бороться с нами, а тотчас побежали?» Те отвечали: «Как нам с вами биться? Другие ездят над вами в бронях светлых и страшных и помогают вам». «Это ангелы, от бога посланные помогать христианам; ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху возбудить братьев своих на иноплеменников, — интерпретирует слова летописцев Сергей Соловьев. — Так, с божиею помощию, пришли русские князья домой, к своим людям со славой великою, и разнеслась слава их по всем странам дальним, дошла до венгров, чехов, ляхов, греков, дошла даже до Рима».