Понятие «Сирия» — это понятие современное, придумали его в 1929 году, а окончательно закрепили только в 1949 году, после окончания Второй мировой войны. В связи с этим очень сложно говорить о Сирии в древности — это все равно что говорить о России в древности. Ведь в древности ее просто не было, Россия как государство юридически существует с XVIII века.
Взлеты и падения Древней Сирии
На территории современной Сирии в древности были разные образования и государства с центрами в разных местах. Хронологически уникальность этой территории достаточно очевидна: современные Сирия и Ирак — это территории, где возникли самые древнейшие цивилизации — древнее китайской и индийской. С IV по I тысячелетие до н.э. Сирия была частью цивилизации Древней Месопотамии (Междуречья). Эта цивилизация замечательна во многих отношениях: именно в Древней Месопотамии впервые была придумана письменность, именно там были совершены замечательные открытия в астрономии, медицине и математике. Месопотамские ученые долго задавали тон в этих дисциплинах. Кроме того, в Древней Месопотамии была создана литература, написала «Песнь о Гильгамеше» — одно из старейших литературных произведений в мире.
В I тысячелетии до н.э. начинается смена эпох, область Сирия (куда мы должны включить часть современного Ирака, Ливана и Израиля) становится частью поздневавилонской, а затем и персидской державы Ахеменидов. В IV веке эти области были завоеваны знаменитым Александром Македонским — и как раз в это время начался новый большой взлет культуры на сирийской территории. Как мы знаем, Македонский в 334 году до н.э. вступил в Малую Азию, дошел до Дамаска, свернул на восток, достиг Пальмиры и победил при Гавгамелах персидского царя Дария, дошел до Северной Индии, где и скончался. На территории Плодородного Полумесяца, сирийской пустыни и Месопотамии возникает держава Селевкидов — диадохов Александра. В это время для нашей области стал характерен синтез греческой и восточной культур — возникает эллинистический Восток. Именно тогда главным языком на территории государства становится арамейский язык, а название «Сирия» как область распространения арамейского языка постепенно приживается. Затем Сирия оказывается в составе Римской империи, а вскоре, на краткое время, — в составе Парфянской державы. С III по VII век Сирия становится разделенной между двумя империями — Восточно-Римской (Византийской) и Персидской. Все это время главным языком Сирии был арамейский.
В это время на территории Сирии возникает христианская культура, и она существует на границе двух миров — персидского и римско-эллинистического. Христианская культура стала мостом между Римом и Персией. В это же время Сирия получила большое значение, потому что она находилась на караванном пути, который соединял Ближний Восток с Китаем. Через Пальмиру шел Великий шелковый путь.
Последний период взлета Сирии связан с существованием на ее территории Арабского халифата со столицей в Дамаске — это произошло в VII веке. С 750 года центр Халифата перемещается восточнее — в Багдад, который специально для этого был построен. Багдад (сейчас это столица Ирака) становится центром науки и искусства, и прекращается все это только в XIII веке, когда монголы взяли Дамаск и Багдад, а цивилизация Арабского халифата прекратила свое существование. Начинается эпоха упадка, которая продолжается до сих пор — с той только разницей, что в колониальное время (когда территориями владели французы) Дамаск и столица Ливана Бейрут стали на некоторое время центром колониальной культуры.
Упадок Сирии начался с упадком Халифата в XII веке, с монгольскими завоеваниями он усугубился. За монголами пришли турки, которые начали давить арабов, — и арабы стали деградировать в течение нескольких столетий. Лидерство в исламском мире перешло к мамлюкскому Египту. Турки многого не позволяли местным жителям, держали сирийскую политическую и культурную жизнь под своим контролем. Вилайет Сирия в османское время был многонациональным, помимо арабов там жили арамеоязычные ассирийцы, армяне, персы, курды. Именно тогда сложилась Сирия как единство, а то, что называется сейчас «джумхурийет Сурья», — это постколониальная история, которая живет воспоминаниями о прошлом.
Исламизация Сирии
Процесс исламизации Сирии был очень сложным, и произошел он не за один год. Можно сказать, что он так никогда до конца и не завершился, а Сирия так и не стала полностью мусульманской. Местное население Сирии в VII веке, когда арабы начали захватывать страну, было в основном христианским — и эта часть населения так христианской и осталась.
В результате арабских завоеваний религиозный пейзаж в Сирии стал более разнообразным. В мусульманской традиции Сирию часто называли Шāм, хотя этот термин соответствует более широкой территории Древнего Ханаана, французы обычно называют ее Левант. Власти Сирии с VII века были исламскими, а население — исламским и христианским. Впрочем, население Сирии всегда было поликонфессиональным — даже во времена Римской и Персидской империй.
Фундаментальный ислам появился в момент зарождения самой религии — уже тогда некоторые последователи Мухаммеда воевали с другими арабскими племенами, и в этих войнах были сформулированы жесткие радикальные тезисы, необходимые для борьбы с другими арабами («убивайте неверных, отбирайте их имущество» и так далее). Радикальность в исламе была всегда, но постепенно возникли арабская философия, мистика — они смягчили радикализм религии. Но осадок воинского, военного прочтения религиозной проповеди в исламе присутствовал всегда. И сейчас радикальный ислам переживает очередную стадию взбаламучивания — это наследие поднимается на щит.
Нельзя сказать, что многие сирийцы-христиане покинули границы страны после воцарившегося в ней Халифата. Мобильность в те времена была очень низкой, и люди с большим трудом куда-то переезжали, хотя некоторые сирийцы и мигрировали в Римскую империю. Массовое бегство — это все-таки черта более поздних времен. Вот во времена монгольских завоеваний часть Сирии переселилась в Египет. А в VII веке люди свое отношение к месту жительства определяли на основе богословских концепций, а не эмпирических знаний.
Мусульманин ведь, строго говоря, не имеет родины (ватан) — только религию (дин).
Важно понимать, что исламизация страны не принесла большого вреда науке и культуре. Сейчас нередко исламизация сравнивается с каким-то регрессом, но в те времена исламское государство было довольно прогрессивным. Халифат предлагал порой более эффективные (по сравнению с византийскими) способы администрирования, социальные и политические формы. Поэтому исламизация в VII веке была синонимом «переустройства». Халифат — это теократическое государство, где халиф («наместник Пророка Всевышнего») активно покровительствовал ученым, философам, поэтам. Население исламских государств в те времена свободно перемещалось из одной области Халифата в другую, из персидской Бухары — в Марокко, например.
Мнение, что исламизация нанесла прямой вред науке и искусству, — это мнение, в основе которого лежат невежество и исламофобия. В Дамаске и Багдаде работали школы, был создан Бейт ал-Хикма, «Дом Мудрости» — особый центр наук и искусств. В IX–X веках в Сирии наметился большой прогресс в науке и культуре. В «Доме Мудрости» проходили встречи и конференции ученых, была обширная библиотека, работали научные школы. Именно там были сделаны переводы многих сочинений Аристотеля.
Открытия и изобретения
Большинство арабских изобретений были сделаны на сирийской территории. Арабские математики впервые применили формализованный способ записи математических процедур. Тогда же были заимствованы индийские цифры, которые упростили способы числовой записи. Арабские математики применили впервые десятичные дроби, придумали уравнения, открыли общий вид бинома Ньютона, рассчитали стереометрические закономерности. Астрономы рассчитали поправку к углу наклона эклиптики, знаменитый Гебер разработал астролябию, Ал-Битруджи рассчитал законы движения планет. Была придумана система каталогизации астрономических тел, которая применяется до сих пор. Ее наиболее яркое выражение — каталог небесных тел «Альмагест», составленный арабами на основе греческих и ближневосточных астрономических знаний того времени. Инженеры арабского мира придумали коленчатый вал, клапанный насос, водяные часы, первых роботов-музыкантов.
В арабском мире возникла алхимия — и именно арабы начали классифицировать химические элементы. Были сделаны большие шаги в филологии и лингвистике — например, создается учение о звуках (теория вокализма-движения, харакят), создается теория стиха, начинают развиваться диалектология и филологическая критика. В геометрии, физике были сделаны свои открытия. Активно развивалась география — среди арабов было много путешественников, которые писали книги на основе своих странствий. Благодаря этим книгам составлялись карты мира.
Медицина предполагала преемственность Ближнего Востока по отношению к Античности. Основы медицины были заложены Гиппократом, гиппократическая школа передала знания Галену, а при Галене в Пергаме возникла медицинская традиция — галенизм. В Сирии начали активно переводить медицинскую литературу на арамейский язык. Сирия стала репродуцировать античную науку, но при этом вносить и свой вклад — например, впервые была сформулирована концепция инфекции, даны объяснения многим физиологическим процессам, систематизирована натуропатия. Кроме того, в арабском мире возникла классификация болезней, введено понятие нервной системы — в Древней Греции считалось, что нервы — это сосуды, по которым в организм течет загадочная пневма.
Сирия и Русь
Сирия и Русь оказывались нередко связаны сложными связями. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута в XIV веке посетил Волжскую Булгарию и впервые упомянул о русах и Руси. Затем в XV веке Афанасий Никитин по пути к трем морям посетил Медину — и после этого начал называть себя «хозя» (хаджжи). По пути из Персии в Трапезунд он проходил и через Сирию.
Через Сирию могли проходить русские путешественники, направляющиеся к святым местам в Палестине. Если сейчас в Палестину идут через воздушные ворота, то в древности было два основных пути: через Каспийские ворота, через Астрахань (так ехал и Никитин) и через Черноморье (Таврию, Армению и Грузию). Но первый путь был более безопасным.
На Руси была известна дамасская сталь (знаменитый булат), а русская литература сохранила многие произведения, которые родились в разные эпохи на территории современной Сирии.
В XVII веке, во время русского раскола, в Москву приезжал патриарх Макарий из Сирии и его сын дьякон Павел, которые впоследствии очень хвалебно отзывались о русских обычаях. Они говорили, что русские — очень молитвенный народ, и если бы арабы и греки молились так же, как русские, — их бы не завоевали турки.
А вот если говорить о том, когда именно русские люди начали контактировать с сирийцами, то стоит упомянуть, что в XVII–XVIII веках, во время русско-турецких войн, Россия стала отправлять на Восток своих посланников — в Дамаск, Иерусалим. В России в XVIII веке возникло свое востоковедение — немецкие и русские ученые создали в Санкт-Петербурге классическую арабистику (Френ, Сенковский и другие), и благодаря этому разные сирийцы приезжали преподавать в Россию (Михаил Аттая, шейх Тантави). Сириец Аттая, например, впервые написал на русском языке хрестоматию по ливанскому диалекту — это заложило начало арабской диалектологии в России.
Близость российской и сирийской культур
Культура Сирии на первый взгляд стоит довольно далеко от российской культуры — они не сестры, а какие-то седьмые родственники, седьмая вода на киселе. Но у России и Сирии есть другая близость — основанная на общих взглядах и подходах. Сирия интегрировала много культурных взглядов и влияний. В России тоже наблюдается большая сложность народов и культур.
Сирия в современном мире — одна из самых европеизированных исламских стран. Поэтому русские люди тяготеют к ней — в отличие от стран, где силен классический ислам. А еще близость России и Сирии заключается в том, что в последней находится множество христианских святынь — церкви, места поклонения Богородице. Сирия традиционно была местом паломничества и встреч христиан.
Но связь сирийской и российской культур не стоит преувеличивать. Это не такая связь, как между российской и французской культурами. Восток — это родственное нам, но другое. Поэтому надо его изучать, проникать умом и сердцем. России культура Сирии намного ближе, чем, например, культура Китая. И общее культурное наследие — месопотамское, библейское, восточнохристианское, а также научное — делает нас ближе этой стране и этой культуре.
Подготовила Екатерина Шутова