От проклятой к божественной
В 1993 году Леон Макс Ледерман, выдающийся американский физик и лауреат Нобелевской премии, опубликовал в соавторстве с профессором Диком Терези научно-популярную книгу с подзаголовком «Если Вселенная — это ответ, то каков же вопрос?». В этой книге по квантовой механике Ледерман окрестил бозон Хиггса «частицей Бога». До сих пор в российском и зарубежном обществе, несмотря на протесты ученых, последняя найденная частица Стандартной модели продолжает именоваться «божественной».
При этом сам Ледерман неоднократно заявлял, что изначально предлагал вариант «чертова частица» (или «проклятая частица»). Однако редактор отказался издавать книгу под таким заголовком.
«Премия этого года посвящена чему-то очень маленькому, которое объясняет все остальное в нашем мире», — сказал постоянный секретарь Королевской шведской академии наук Штаффан Нормарк на вручении Нобелевской премии по физике Питеру Хиггсу и Франсуа Энглеру. Эти ученые теоретически обосновали существование бозона Хиггса — элементарной частицы, возникающей в Стандартной модели физики элементарных частиц.
Стандартная модель — это теоретическая конструкция, описывающая электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия всех элементарных частиц. Важно понимать, что Стандартная модель не является теорией всего — поскольку она не включает в себя гравитацию, не описывает темную энергию и темную материю.
4 июля 2012 года, в результате исследований на крупнейшем в мире ускорителе — Большом адронном коллайдере, был обнаружен кандидат на роль бозона Хиггса. В 2013 году отдельные исследователи ЦЕРНа (Европейской организации по ядерным исследованиям) заявили, что найденная частица действительно является желанным бозоном.
«Это все пока — вилами по воде»
А 15 декабря 2015 года российские и зарубежные СМИ написали, что, возможно, ученые обнаружили второй бозон Хиггса. Чтобы прояснить, что же открыли исследователи, отдел науки «Газеты.Ru» связался с академиком РАН Валерием Рубаковым — российским физиком-теоретиком, специалистом в области квантовой теории поля, физики элементарных частиц и космологии, доктором физико-математических наук, присутствовавшем на семинаре в ЦЕРНе, где, по словам СМИ, и было заявлено о возможном открытии второго бозона Хиггса.
— Это не очень правильно. Это явно не бозон Хиггса. Это бозон, но подробнее о нем говорить пока рано. Тут надо быть очень осторожным, тут не нужны никакие сенсации. Подобного рода сигналов было очень много — и, как правило, они не подтверждались.
При подробных исследованиях выяснялось, что это просто статистические флуктуации.
— Когда будут окончательные подтверждения открытия?
— Подтверждения будут не раньше лета. Вчера был семинар — на нем рассказывали об особенностях в двухфотонном спектре. Никоим образом не говорилось, что это — новая частица или новый сигнал. Таких слов даже не было. Все знают, что статистические флуктуации бывают.
— Как тогда можно сформулировать новостной повод?
— Новостной повод должен быть таким: физики получили первое слабое указание на новую частицу.
Но это точно не бозон Хиггса.
А вот «нашли» — это сильно сказано. Пока есть слабенькое указание на новую частицу. Это очень слабое указание, оно с большой вероятностью с увеличением набора данных может не подтвердиться. Надо быть очень острожным.
— Каковы свойства этой возможной частицы?
— На мой взгляд, пока рано говорить о ее свойствах, но если все подтвердится, то это будет частица с совершенно необычными свойствами. По-видимому, подробности рассказывать пока рано. Но если все окажется правильным — то эта новая частица не вполне обычная, она не очень в простые схемы укладывается.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом моменте.
— Не буду рассказывать — надо дождаться, пока будет подтверждение или опровержение полученного результата. Даже сами авторы не говорят ни о каких новых частицах, ни о каких указаниях.
— Но все-таки — чем эта гипотетическая частица может оказаться?
— Это смахивает на некую составную частицу — не элементарную, а именно составную. В природе есть известные составные частицы — легкие.
Вот возможная найденная частица похожа на что-то такое — то, что состоит из более элементарных составляющих.
В каком-то там высоком смысле состоит.
— Если все подтвердится, то речь может идти о возникновении новой физики?
— Безусловно. В таком случае появится новая физика — пока сложно сказать какая. Я бы думал так: тут речь идет о новых составных частицах на другом уровне масс. И это совершенно новая физика, имеющая отношение, может быть, к механизму Браута-Энглера-Хиггса. Но это все пока — вилами по воде.