О том, что «солнцем русской поэзии» и «нашим всем» является Александр Сергеевич Пушкин, все знают еще со школьных времен. «Войну и мир» и «Преступление и наказание» также читали (или, по крайней мере, должны были читать) все, кто оканчивал российские школы. А вот ответа на вопрос о том, какое влияние русские классики оказывают на западный мир — а тем более научный западный мир, — школьная программа дать не могла.
Сравнительный анализ цитируемости российских и зарубежных литераторов в реферативно-библиографической базе данных научного цитирования Core Collection платформы Web of Science был подготовлен командой российского подразделения по научным исследованиям и интеллектуальной собственности Thomson Reuters. Исследование должно было показать, как классическая художественная литература влияет на научный мир. Литературные произведения отбирались в соответствии со школьной программой, дополнительно включались книги Виктора Пелевина, Владимира Сорокина и Владимира Набокова. Результаты работы были представлены в двух категориях: рейтинг авторов и рейтинг самых цитируемых произведений.
Чтобы избежать погрешностей в оценке, команда исследователей, во-первых, вручную отфильтровала однофамильцев с одинаковыми инициалами и, во-вторых, рассмотрела ссылки на большом количестве иностранных языков, например на японском («Karamazov no Kyodai» — «Братья Карамазовы») или португальском («Guerra e Paz» — «Война и мир»). Как утверждают авторы исследования, с учетом этих методов погрешность результатов не превысила 5%.
В результате анализа выяснилось, что «солнце русской поэзии» занимает третье место в рейтинге самых цитируемых авторов в научном мире (5,2 тыс. упоминаний).
Зато Федор Достоевский и Лев Толстой, благодаря которым русская словесность прочно укрепилась в мировой классической литературе, получили заслуженное «золото» и «серебро» (7,8 тыс. и 6,4 тыс. упоминаний соответственно).
Названные авторы еще раз подтвердили тот факт, что их произведения до сих пор читают и любят во всем мире. Основные имена русской классики — Николай Гоголь, Иван Тургенев и Антон Чехов — также вошли в первую десятку.
Впрочем, в более глобальном масштабе — по сравнению с представителями классики зарубежной — Достоевский и Толстой все равно проигрывают.
Самыми цитируемыми зарубежными авторами оказались Уильям Шекспир (34 тыс. упоминаний), Иоганн Гете (18 тыс.) и Данте Алигьери (11,5 тыс.).
Что касается литературных произведений, то здесь лидируют «Братья Карамазовы» — именно этому произведению Достоевского приписывается самое большое влияние на мировую науку. Его упоминают психологи, психиатры и неврологи во всем мире. В основном приводятся цитаты, описывающие эпилептические припадки героев — известно, что от них страдал и сам автор. На основе «Братьев Карамазовых», где центральным становится эпизод убийства отца, строят свои теории многие приверженцы психоаналитического метода.
Но Достоевского любят не только психологи и психотерапевты: цитаты из «Братьев Карамазовых» были замечены в трудах, посвященных белковой химии, для подтверждения методов анализа повторяющихся сегментов в белках.
Второе и третье места пьедестала заняли романы Льва Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина». Знаменитая первая строка этого романа — «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — вероятно, является и самой популярной. В таком виде она процитирована во множестве исследований из области естественных наук. Иногда, когда математики или биологи переделывают эту цитату на свой лад, она приводится в измененном виде, например:
«Все упорядоченные структуры похожи; каждый несовершенный класс несовершенен по-своему». А в одной из публикаций данная цитата была употреблена как официальный научный термин — «принцип Анны Карениной».
«Война и мир», как оказалось, служит источником вдохновения для математиков: два из трех математических трудов, цитирующих Льва Толстого, полностью посвящены его математическим метафорам из четвертого тома «Войны и мира». Впрочем, отсылки к математике можно найти и в других частях романа: так, в третьей части третьего тома Толстой пишет о том, что,
«только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения — дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно-малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории».
Стоит отметить, что и в списке самых упоминаемых литературных произведений Пушкин опять оказался не первым: его «Евгений Онегин» с признанием в том, что «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» занимает лишь пятое место. В двадцатку самых упоминаемых произведений также вошли книги отечественных нобелевских лауреатов — «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.