«Учеными не рождаются»

Президент Маврикия Амина Гуриб-Факим рассказала «Газете.Ru» о своей научной карьере

Яна Хлюстова
Президент Маврикия Амина Гуриб-Факим Reuters
О проблеме гендерного неравенства в науке, а также о том, как преодолеть недоверие коллег и стать ученым, отделу науки «Газеты.Ru» рассказала биолог и президент Маврикия Амина Гуриб-Факим, лауреат премии «Для женщин в науке» 2007 года.

— Амина, прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что летом этого года вы стали президентом Маврикия. До этого, однако, вы активно занимались научными исследованиями. Скажите, прекратили ли вы свою научную работу после вступления в должность?

— Да, это так. В начале моей карьеры я занималась исключительно академической, научной работой, однако затем я стала в том числе заниматься предпринимательством: я нашла способ применить мои научные достижения в бизнесе. Однако буквально накануне вступления в должность я должна была оставить это занятие, потому что конституция нашей страны запрещает работать в двух местах одновременно. Но сейчас у меня есть достаточно времени и возможностей, чтобы смотреть на науку со стороны и помогать ей развиваться. У меня есть для этого все средства.

Я верю — впрочем, это подтверждается и многочисленными примерами мирового опыта, — что наука, технологии и инновации являются одними из важнейших стимулов для развития.

— А почему вы вообще решили оставить науку и стать политиком?

— Я не выбирала политику — политика выбрала меня. Я была очень сфокусирована на науке и вообще не думала о том, чтобы стать президентом. Однако, когда во время последних выборов мне представился такой шанс, я поняла, что это возможность по-другому, на очень высоком уровне служить моей стране. И я решилась.

— Не могли бы вы подробнее рассказать о ваших научных достижениях?

— Сначала я училась в Великобритании, занималась синтетической органической химией. Когда я вернулась в Маврикий, я поняла, что дома у меня нет возможностей продолжать эту работу: для этого не было инфраструктуры такого уровня, к какому я привыкла в университете. Поэтому

я решила применить свои знания и умения в другой области — растительной медицине (медицине, основанной на применении растений). Это тоже, по сути, химия, только немного другая. Я создала базу данных растений Маврикия — это был мой первый вклад в эту сферу, так как до сих пор подобных баз данных у нас не было.

После того как я закончила научную работу, я стала предпринимателем. Я очень хотела выяснить, в какую область исследований нужно двигаться дальше, в том числе и компаниям, которые работают в этой сфере.

— Маврикий — страна с необычайно богатой флорой и фауной, которые интересуют ученых со всего мира. Работали ли вы с зарубежными коллегами? Сотрудничество с какими странами было наиболее тесным?

— Конечно, международное сотрудничество сейчас очень важно. Я работала со многими учеными — российских среди них, к сожалению, было не так много. Однако с исследователями из Европы, США, Японии сотрудничество было тесным. С коллегами из Африки, конечно, тоже.

— Теперь, когда вы стали президентом, собираетесь ли вы проводить реформы в сфере науки и образования в вашей стране?

— Да, я хочу вплотную заняться развитием науки, технологий, математики и инженерного дела. Кроме того, я собираюсь стимулировать научно-исследовательскую работу: именно она создает перспективы для развития молодежи. Африка — это континент, где ежегодно около 11 млн молодых людей оканчивают университеты. Ни одно правительство не в силах предоставить столько рабочих мест. Поэтому нам нужно через науку и инновации продвигать среди молодежи идеи предпринимательства, таким образом у них появятся новые возможности найти работу и проявить себя. И, что более важно,

молодые люди смогут научиться отвечать на вызовы, с которыми столкнется — если уже не сталкивается — их континент.

— А какие отрасли науки Маврикия вы могли бы назвать самыми развитыми?

— Мы сейчас фокусируемся на развитии многих наук: медицины, химии, энергетики. Мы также стимулируем развитие экономики океана — производство морепродуктов.

— Давайте немного поговорим о женщинах в науке. Как вы считаете, существует ли в науке проблема гендерного неравенства?

— Давайте посмотрим на цифры, они весьма красноречивы. Если посмотреть, сколько Нобелевских премий было присуждено женщинам, то можно увидеть, что их около 3%. Женщин гораздо реже приглашают на работу в ведущие мировые университеты. Для того чтобы женщин начали принимать в науке, нужно проделать очень большую работу. Я считаю, что премия L'Orеal — ЮНЕСКО «Для женщин в науке», лауреатом которой я стала в 2007 году и которая вручается на протяжении уже более чем 15 лет, играет в этом огромную роль: женщины-ученые не только получают денежный приз, но и, что даже более важно, принимают участие в программах двухлетних стипендий (Fellowships). Однако подобная базовая работа должна развиваться дальше.

На протяжении последних нескольких лет наблюдается тенденция пренебрегать привлечением в науку девочек, и это необходимо менять. Премия L'Orеal — ЮНЕСКО помогает выявлять и поощрять таланты, но таких премий должно быть больше.

— Амина, а сталкивались ли вы сами с ситуацией, когда коллеги-мужчины недооценивали вашу работу или ваше мнение только потому, что вы женщина?

— Да, постоянно! Вы понимаете, я занималась синтетической органической химией, а потом занялась химией растений... Коллеги считали меня несерьезной: я приносила в лабораторию какие-то семена, работала с ними. Но нужно оставаться сосредоточенным на работе.

Всегда найдутся люди, которые будут сомневаться в ваших способностях, в ваших намерениях, в вашем видении ситуации. Однако, если вы уверены в правильности вашей работы, просто делайте ее.

— А какой совет вы могли бы дать всем девушкам, которые хотят посвятить себя науке?

— Нужно концентрироваться на работе и наслаждаться ею. Кроме того, нужно всегда выполнять работу очень качественно, потому что это единственное, что помогает двигаться по карьерной лестнице в этой сфере.

Вы знаете, учеными не рождаются — ими становятся. Становятся благодаря хорошим учителям: очень много детей не пошли в эту сферу, потому что у них были не очень хорошие учителя. Впрочем, государство тоже должно играть свою роль и предоставлять юным талантам необходимые возможности — хорошие лаборатории, работу и так далее.