«Мы отказались от самых дорогостоящих работ на станции «Восток»

В четверг стартует новая экспедиция России в Антарктиду, в которой примет участие корабль ВМС

Владимир Покровский
Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» aari.ru
В четверг стартует 61-я экспедиция России в Антарктиду. Программа экспедиции, в которой примет участие военный корабль, из-за кризиса сокращена. Ее руководитель Валерий Лукин в интервью «Газете.Ru» рассказал о том, как кризис сказался на научной программе экспедиции, почему в этом году не будет продолжено бурение озера «Восток» и почему статей с результатами бурения озера нет в Nature и в Science.

29 октября из морского торгового порта в Санкт-Петербурге выходит в рейс научно-экспедиционное судно «Академик Федоров», на котором отправится в Антарктику первая партия участников 61-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Вопреки недавним паническим сообщениям о том, что Россия из-за финансового кризиса уходит с Южного полярного материка, программа исследований продолжается, хотя по ряду причин ее пришлось несколько ужать. В частности, будет как минимум на год прекращено бурение скважины на реликтовом озере Восток. Такое решение было принято на недавнем заседании Научного совета РАН по вопросам Арктики и Антарктики и Коллегии Росгидромета при утверждении программы экспедиции.

Перед началом 61-й РАЭ ее руководитель Валерий Лукин, замдиректора НИИ Арктики и Антарктики Роскомгидромета, ответил на вопросы «Газеты.Ru».

— Как сократился объем финансирования экспедиции?
— Сам объем финансирования сократился незначительно, всего на 10%, и составляет сейчас 1 млрд руб.

Но в связи с резким падением курса рубля расходы на топливо, перелеты и прочие расходы за пределами России составили 35%.

В плавании наши судна, заходя в порт, вынуждены покупать топливо и другие припасы, и, естественно, это делается за валюту. Точно так же, валютой, мы оплачиваем перелеты наших сотрудников из России и обратно. Немалая часть валютных выплат приходится на аренду самолетов, в частности ДС-3 BT-67 Турбо Баслер, самолета на колесно-лыжном шасси, аналогов которому в России не выпускается с 1991 года. Я надеюсь, что через год такие самолеты появятся и у нас. По всем этим причинам мы были вынуждены сократить самые финансово емкие валютные проекты. Один из них — проект по внутриконтинентальному авиационному обеспечению работ Российской антарктической экспедиции.

Мы также отказались от самых дорогостоящих работ на станции «Восток», в том числе от сезонных работ и исследований на этой станции, которые выполняются в течение двух антарктических летних месяцев, декабря и января.

Сюда относятся и работы по бурению ледяной скважины над подледниковым озером.

— Насколько плохо то, что в этом году работы в скважине над озером Восток будут прекращены?
— Никакой трагедии здесь нет. В свое время, из-за требований мирового антарктического сообщества, мы на восемь лет прекращали буровые операции — с 1998 по 2006 год, и ничего страшного не случилось. Как только мы доказали экологическую чистоту нашей технологии, проникновение в подледниковое озеро было осуществлено 5 февраля 2012 года.

В настоящее время после повторного проникновения в озеро 25 января 2015 года вся скважина заполнена незамерзающей буровой жидкостью, за исключением нижних 70 м, которые по этой технологии заполнены замерзшей водой озера.

— Сколько времени продлится приостановка работ в скважине?
— Пока можно говорить только о сезоне 2016 года. Я очень надеюсь, что на следующий год финансовая ситуация улучшится, но как будет на самом деле, сказать сейчас не может никто. Об этом можно будет говорить только после принятия бюджета на 2016 год.

— Что осталось в сокращенной антарктической программе экспедиции №61?
— Вероятно, из-за недостатка средств мы получили на 14 заявок на проекты меньше, чем в прошлом году. В оставшихся 56 проектах примут участие 28 научных организаций России, то есть на три меньше, чем было в 2014 году.

Но я бы не называл это сокращением, по-моему, здесь лучше подходит слово «оптимизация».

Все запланированные работы, хоть и с учетом существующих бюджетных затруднений, будут выполняться, как и в прошлом году, все 365 дней на антарктических станциях Мирный, Восток, Прогресс, Беллинсгаузен. Но так или иначе, в 61-й РАЭ сделан упор на морские исследования в различных районах Южного океана, чем на исследования самого континента. Этими исследованиями будут заниматься сразу четыре судна вместо обычных трех — наш флагман «Академик Федоров» плюс «Академик Александр Карпинский» и «Академик Трешников». Что очень интересно, в этом году к нам, после 32-летнего перерыва, в Антарктику направляется гидрографическое судно ВМС России «Адмирал Владимирский» для решения научных задач.

Предположительно 6 ноября это судно выйдет из Кронштадта. В Антарктике его экипаж будет заниматься гидрографическими промерами,сопутствующими океанографическими измерениями и метеорологическими наблюдениями.

Его присутствие в экспедиции полностью соответствует положениям статьи 1 Договора об Антарктике 1959 года, разрешающего применение сил и средств оборонных ведомств в чисто научных, а не военных целях.

— Почему статей российских ученых о бурении озера Восток не было ни в Science, ни в Nature?
— В этом не наша вина. Просто ни Science, ни Nature не принимают к публикации статей с исключительным участием российских исследователей, обязательно в списке соавторов должен быть кто-то из иностранных авторов. Поэтому все свои результаты мы публикуем в отечественных журналах.