«Космонавтика на стадии «спасибо, что живой»

Популяризатор науки собирается увидеть следы посадок американцев на Луну

Екатерина Шутова
Shutterstock
О том, как частный летательный аппарат сможет сфотографировать следы, оставленные американцами на Луне, о состоянии российской космонавтики и о том, в какие лженаучные мифы о космосе верят россияне, отделу науки «Газеты.Ru» рассказал Виталий Егоров — организатор проекта по созданию частного микроспутника, сотрудник частной космической компании «Даурия Аэроспейс» и научно-популярный блогер Зеленый Кот.

— Виталий, вы уверены в том, что люди на Луне были. В чем тогда смысл вашего проекта? Не очень ли это научно — сомневаться в том, что наука уже признала?

— Моя цель не в том, чтобы удостовериться, были они там или нет. Я собираюсь доказать, что пребывание человека на Луне можно проверить. Конечно, на этом знании невозможно построить счастье на Земле. Но зато мы можем положить конец всем спекуляциям на тему высаживания американцев на Луну. Но вообще у проекта есть и другие цели.

— И какие?

— Их много — сделать свою космическую компанию, начать космическую программу. Я хочу создать — частную мини-JPL (Jet Propulsion Laboratory — лабораторию реактивного движения. — «Газета.Ru»), которая будет разрабатывать малые космические аппараты и реализовывать межпланетные программы. Также я хочу, реализовав лунный проект и настроив СМИ, общество и инвесторов на нужный лад, полететь куда-то еще. Хочу воодушевить народ, продемонстрировав возможность реализации космического проекта «всем миром» — усилиями общества и энтузиастов.

Хочу утереть нос всем нелетальщикам.

Хочу показать Роскосмосу и тем, кто выше, что в обществе есть интерес к исследовательской космонавтике и амбициозным межпланетным проектам.

При этом я обязательно постараюсь сделать фотографии «Аполлонов» на Луне. Но одной этой задачи мало — глупо было бы создать спутник и бросить его. Ведь к тому моменту у нас будут наработанные технологии, производственные цепочки, налаженные связи между специалистами по всей стране… Да, и мобилизация самых молодых и амбициозных ученых и инженеров вокруг одной идеи — тоже цель проекта.

— Думаете, если бы вы выделили эти цели как основные, проект не собрал бы 1,2 млн рублей за неделю?

— Если бы я объявил целью создание космической компании, то, конечно, я бы столько не собрал. Люди хотят решать свои проблемы, а не мои! А так, в принципе, в описании проекта у меня написано, что поиск следов человека на Луне — не единственная цель. Так что я никого не обманываю.

Кстати, в последнее время я стал меньше акцентировать внимание на «разоблачении NASA». И сборы сразу упали в три раза! Но зато серьезные люди перестали ко мне настороженно относиться. А на Фестивале «Наука 0+»

заведующий лабораторией Института космических исследований, доктор физико-математических наук Игорь Митрофанов посвятил нашему проекту отдельный слайд в своей лекции! Я воспринял это как признание, что наш проект интересен научному миру. И понял, что мы на верном пути, что мы затеяли правильное дело.

— Какая сумма необходима, чтобы полностью реализовать ваш проект?

— Постараемся уложиться в $10 млн.

— А где вы найдете оставшуюся сумму?

— Будем искать спонсоров и инвесторов. Пойдем на KickStarter.

— Сколько потребуется времени, чтобы полностью реализовать проект?

— Если все хорошо сложится, то, я надеюсь, до 2020 года мы все сделаем.

— Можете объяснить простым языком, как именно будет работать ваш будущий аппарат?

— Это будет спутник, построенный вокруг телескопа. Диаметр телескопа — примерно 20 см, длина — 60 см. На спутнике обязательно будут ракетные двигатели. Также внутри мы расположим систему ориентации, которая поможет направлять спутник туда, куда нам нужно будет посмотреть. Стартовать мы надеемся совместно с аппаратом Роскосмоса либо с китайским или индийским аппаратом.

— Или с американским?

— С США я бы не хотел в этом деле сотрудничать — все-таки нужно делать исследование независимым, а не повторять за США. Так вот, стартовать мы будем с лунно-переходной орбиты. По пути, возможно, придется корректировать траекторию, чтобы подобраться к Луне поближе. И при подлете нам нужно будет затормозиться — иначе нас притянет Земля, и мы упадем. Мы затормозимся — и гравитационное поле Луны захватит аппарат, и тогда мы выйдем на лунную орбиту. Орбита, скорее всего, будет высокая — несколько десятков или сотен километров. После этого нам постепенно нужно будет орбиту понижать — чтобы подлететь как можно ближе к поверхности и сфотографировать то, что нам нужно. Мы будем снимать и с высоких орбит, но это будут такие… эстетические снимки Луны без каких-либо подробностей. И только при снижении мы высмотрим луноходы, «Аполлоны» и все, что от них осталось. Мы надеемся снижаться до высоты 10 км. И на этой высоте еще надо успеть провести съемку до полного падения! Гравитационное поле Луны неоднородное, и поэтому спутники вокруг нее на низких орбитах долго не летают.

После этого мы скажем, что наша цель достигнута. И попрощаемся со спутником.

В конце своей карьеры спутник врежется в лунную поверхность, а мы объявим: «Все, программа завершена». И опубликуем снимки, а затем будем слушать обвинения, что мы «все нафотошопили».

— И сколько продлится полет спутника?

— Примерно полгода.

— Сейчас вы получаете огромное количество комментариев по поводу вашего проекта от интернет-пользователей. Каких комментариев больше — положительных или отрицательных?

— Тех, кто не понимает проект, и тех, кто его поддерживает, примерно поровну — по 40%. И еще 20% тех, кто пишет про Мавроди, развод, распил и все остальное.

— Вы не боитесь, что западные коллеги посмеются над проектом микроспутника, призванного выяснить, были ли американцы на Луне?

— Наоборот, я фактически работаю в их интересах. Можно сказать, что NASA будет выгодно, чтобы у меня все получилось и я все отснял. Потому что если вдруг фотографий не будет, то все станут думать, будто американцы на Луну не летали. Или если вдруг спутник не долетит, то народ решит, что его сбили американцы!

— В каком состоянии, на ваш взгляд, находится отечественная космонавтика?

— Она находится на стадии «спасибо, что живой, но пора бы уже куда-нибудь полететь». Все-таки после провала 90-х, когда финансирование упало почти до нуля, космонавтика более-менее оклемалась. Но за то «застойное» время она очень многое потеряла. Хотя, в принципе, многое и сохранила. И сейчас может достаточно серьезные вещи делать — правда, не знает, за что взяться.

У нас нет стратегического представления — куда дальше лететь, какие проекты реализовывать. Но такой кризис самоопределения был и у NASA. И в конце концов они объявили главной целью Марс и полет на Марс. А вот у нашей космонавтики пока нет цели. Хотя иногда мы вспоминаем про Луну.

— Вы уже давно занимаетесь популяризацией науки: ведете блог под ником Зеленый Кот, читаете лекции на космические темы… Как вы считаете, россияне стали более заинтересованными в теме космоса или нет? С чем это связано?

— Вообще сейчас во всей западной цивилизации, к которой мы все-таки относимся, наблюдается возрождение интереса к космосу. В России возникает совершенно новый к нему интерес, отличный от того, который был во времена Гагарина. Тогда все думали, что космос стал достижим, что человечество вот-вот полетит к марсианам… А еще люди ощущали свою причастность к космонавтике. Они думали: «Наш, советский полетел». Советская пропаганда очень серьезно подчеркивала вклад каждого человека в реализацию космической программы.

Все понимали, что асфальт в селе проложат лет через двадцать, а Гагарин уже в космосе.

А еще тогда было больше ожиданий. Это и логично: за одни 60-е годы наблюдалась огромная динамика в исследовании космоса… И люди думали, что так будет продолжаться и дальше. Но этого не случилось — и наступил кризис неоправданных ожиданий. К космонавтике все охладели. А сейчас она вышла на новый уровень возможностей, и космос стал немного ближе людям. Здесь нельзя не отметить усилия пиар-команд космических агентств, развитие частной космонавтики, деятельность популяризаторов науки. Люди поняли, что можно даже бизнес свой сделать в космосе! И, может быть, не полететь туда, а принять участие в исследованиях. Космос стал доступнее, и космос стал больше всех привлекать. Интерес начинает возвращаться!

— В какие лженаучные мифы, связанные с космосом, больше всего верят россияне? И почему?

— Самый популярный миф среди россиян — про то, что американцы не летали на Луну. Есть еще легенда о том, что Луна внутри пустая — как в «Незнайке» Носова. Некоторые верят, что на обратной стороне Луны лежит гигантский заброшенный инопланетный корабль. Напоминающий корабль из фильма «Чужие». Многие еще Нибиру боятся! Нибиру — это такая мифическая планета, которая якобы в определенный период времени внедряется в Солнечную систему, наводит в ней беспорядок и улетает.

— Какие научно-популярные книги вы бы посоветовали тем, кто интересуется астрономией?

— «Краткая история времени» Стивена Хокинга, «Руководство астронавта по жизни на Земле» Кристофера Хэдфилда, «Ракеты и люди» Бориса Чертока. Еще скоро у Павла Шубина выйдет книга «Венера: Неукротимая планета».

— Кстати, а почему ваш ник — Зеленый Кот?

— Мой ник вообще не связан с космосом и появился еще до начала блогерства. Он скорее связан с моей любовью к Петербургу. В творчестве питерской группы «Башня Rowan» есть песня-колыбельная про трех котов. И завершается она фразой про Зеленого котейку. И я подумал: «Зеленый котейка — прикольный ник»! Ну и кошки мне всегда нравились. Не только зеленые!

Когда началось мое увлечение космосом, мне сказали: пиши про космонавтику на сайте HabraHabr. Я собирался писать под своим традиционным ником Зеленого котейки, но потом понял, что это как-то несерьезно. Надо взрослеть. И стал Зеленым Котом.

— А в будущем ник будет еще эволюционировать?

— Зеленый котяра? Зеленый котище? (Смеется). Нет, думаю, хватит. Останусь Зеленым Котом!