В психологии существует термин «гейдар» — производное от слов «гей» и «радар». Этим понятием обозначается способность человека определять сексуальную ориентацию других людей исключительно на основе внешних признаков: внешности, манеры общения, роду занятий.
Чаще всего подобные суждения спонтанны и основываются на первом мимолетном впечатлении от собеседника, опираются на стереотипные признаки «мужественности» или «женственности».
Несмотря на это, существование «гейдара» стало объектом исследования психологов, сексологов и антропологов еще в конце ХХ века. Научные статьи о том, что «встроенный радар» для вычисления людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией действительно существует, публиковались в достаточно серьезных журналах, например, в The Journal of Personality and Social Psychology (импакт-фактор этого издания равен 5,031) или в чуть менее престижном Archives of Sexual Behavior (импакт-фактор равен 2,589).
The Journal of Personality and Social Psychology еще в 1999 году опубликовал исследование группы ученых, возглавляемой социальным психологом Налини Амбади из Стэнфордского университета. Психологи пришли к выводу, что люди действительно могут определять сексуальную ориентацию человека с большей вероятностью, чем простая случайность, причем достаточно информации для этого могут дать как видеозаписи, так и статичные изображения человека.
Американские ученые под руководством Уильяма Кокса из Висконсинского университета в Мэдисоне провели еще одно исследование феномена «гейдара» и заявили: на самом деле такого явления не существует, а все «признаки гея» — гендерная неконформность, внешность, манера речи — являются не более чем стереотипами. Тем не менее люди (даже те, кто уверяет, что относится к геям абсолютно лояльно) подвержены этим стереотипам до такой степени, что готовы бить геев током. Статьи были опубликованы в журналах Psychological Science и The Journal of Sex Research.
В ходе эксперимента людям демонстрировались фотографии мужчин — как традиционной, так и нетрадиционной сексуальной ориентации. В первом опыте с фотографий были убраны прически мужчин — как утверждают авторы работы, прическу всегда можно легко изменить, и поэтому ее нельзя рассматривать как часть фенотипа человека. Во второй раз снимки мужчин демонстрировались уже целиком. Каждое фото сопровождалось серией подписей-стереотипов, которые изображенные на снимках мужчины делали сами, и рассказывали они о себе при этом правду.
Испытуемым предлагалось ознакомиться с фото и кратким рассказом мужчины о себе и сделать вывод о его сексуальной ориентации. Результаты работы показали: при вынесении решения люди ориентировались не на фенотип человека (так как наличие или отсутствие прически на фото не влияло на «приговор» и вызывало изменение решения лишь в 4–7% случаев), а на подписи — то есть на стереотипы, — которые вызывали 24–28% вариаций, но при этом на самом деле действительность не отражали.
Как выяснилось, геев люди «вычисляют» на основе профессии мужчины (наиболее подозрительными стали парикмахеры, дизайнеры интерьеров и медицинские братья), его внешности (признаками гея считаются хорошая стрижка и модная одежда), предпочтений (тем, кто не хочет быть гомосексуалом в глазах окружающих, не стоит признаваться в любви к походам на мюзиклы и в магазины одежды, к танцам, а также в том, что ему нравится творчество певицы Шер).
Наиболее мужественными и уж точно не геями, по мнению респондентов, являются мужчины, работающие полицейскими или пожарными, небрежно одетые, любящие смотреть спортивные каналы и сами играющие в американский футбол или в баскетбол. Если мужчина при этом водит фургон и поддерживает Республиканскую партию (эксперимент, напомним, проводился в США), это окончательно снимает с него все подозрения в нетрадиционной ориентации.
Таким образом ученые доказали: феномен «гейдара» не подразумевает под собой обладания никакой особой интуицией и основан исключительно на стереотипах. При этом даже
те, кто уверяет, что относится к мужчинам с нетрадиционной ориентации лояльно, влиянию этих стереотипов подвержены.
Это было доказано в ходе эксперимента: людям, которые называли себя носителями прогрессивных взглядов и говорили, что относятся к геям спокойно, предложили сыграть в игру с соперником-мужчиной, о котором сообщалось одно из следующих утверждений: «Он гей», «Он любит ходить по магазинам», «Он не гей», «Он любит ходить по магазинам со своей девушкой».
Очевидно, что второе утверждение косвенно намекает на нетрадицонную ориентацию человека, а последнее – на традиционную. Суть игры заключалась в следующем: когда загоралась красная лампочка, испытуемый должен был нажать кнопку, в результате чего соперника било током. Соперник находился за перегородкой и был невидим, а силу тока участник мог выбирать по своему усмотрению. Целью игры было опередить соперника и нажать кнопку раньше него.
На самом деле соперник был вымышленным и за перегородкой никого не было. Впрочем, сам участник опыта удары током все-таки иногда получал: когда задержка в его реакции превышала определенное время, он испытывал удар той силы, которую до этого адресовал партнеру. В результате работы выяснилось, что
уровень агрессии по отношению к геям был значительно выше: удары тока максимальной силы адресовались им в 20,3% случаев.
В случае же с мужчинами традиционной ориентации этот показатель был равен 14,4%. Вымышленные партнеры, любившие ходить по магазинам одни или с девушкой, получали максимальную «порцию» тока в 18 и 18,5% случаев соответственно.
Авторы исследования призывают всех задуматься о своем отношении к людям нетрадиционной сексуальной ориентации и над тем, на чем основаны их чувства. Кроме того, стало очевидно, что многие из нас — даже если пытаются показаться лояльными — на самом деле относятся к гомосексуалам не так, как к традиционно ориентированным мужчинам и женщинам.