Россия обогнала США по стволам

В России исторически вырубают меньше деревьев, чем в США и Европе

Владимир Корягин
Иван Шишкин, Константин Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 Третьяковская галерея
Почему в России больше всего деревьев в мире, как бороться с исчезновением лесов и сколько деревьев уничтожили люди за всю историю человечества, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

О масштабном исследовании, по итогам которого ученые составили всемирную карту плотности лесов и опубликовали статью в престижном журнале Nature, «Газете.Ru» рассказал его ведущий автор — профессор Йельского университета Томас Краузер.

— Томас, как обстоят дела с лесами на нашей планете?

— По-разному. Изначально мы с коллегами поставили перед собой цель создать первую всемирную карту плотности лесов. Подобная карта помогла нам приобрести более фундаментальное понимание того, что происходит с Землей, благодаря чему мы можем предсказать будущее многих видов и понять, как обстоит дело с секвестрацией и хранением углеродов в лесах.

А еще такая карта дала нам понять, сколько всего деревьев в мире. А их около 3,04 трлн.

При этом каждый год деревьев становится больше на 15 млрд. Но высоки и темпы сокращения лесных массивов — каждый год исчезает около 10 млрд. А с момента появления человека исчезло около 46% покрывавших поверхность Земли лесных массивов.

— Какие главные причины исчезновения лесов на нашей планете?

— Изначально главной причиной исчезновения лесов стало то, что человек стал заниматься сельским хозяйством и начал приспосабливать земли под это дело. Потом началась индустриализация, а теперь активно идет урбанизация.

Чем выше темпы человеческой активности, тем быстрее исчезают деревья. Это точная закономерность.

— Какие леса находятся в наибольшей опасности?

— Сейчас больше всего деревьев вырубают в тропиках. Девственных лесов на планете почти не осталось.

Последствия этого уже можно увидеть в северных широтах.

В регионах, где исторически имелись самые высокие темпы производства и развитое сельское хозяйство, леса исчезали быстрее всего. Так, Европа изначально была покрыта одним гигантским лесом, но за несколько веков от этого леса благодаря людям мало что осталось.

— А какова ситуация с лесами в России?

— В России больше деревьев, чем во всех остальных странах мира. Так, их в два раза больше, чем в Канаде, которая стоит на втором после России месте по этому показателю.

В сравнении с другими лесами на территории России исторически вырубали меньше лесов, чем в Западной Европе и Северной Америке. А вообще, учитывая масштабы российских лесов, необходимо отметить, что они составляют солидную часть от общемирового числа лесов.

Имеются и закономерности — чем ближе российские леса к городской черте, тем быстрее они исчезают.

— Как же исправить ситуацию с лесами в масштабах России и мира?

— Единственный способ что-то изменить — это заняться озеленением. В долгосрочной перспективе это поможет не только восстановить уничтоженные человеком леса, но и как-то компенсировать нанесенный человеком ущерб за счет новых лесов. А это поможет нам не утратить биоразнообразие на данных территориях и улучшить ситуацию с секвестрацией и хранением углеродов.

Но этого придется очень долго ждать.

— Как составлялась карта?

— Мы собирали данные со всего мира, привлекая ученых, которые занимались подсчетом числа деревьев и лесов в своих странах. В частности, нам удалось получить информацию о 429 577 местах по всему миру, а также понять, какова плотность лесов в отдельных странах и по всему миру. Также нами использовались спутниковые снимки, позволившие уточнить данные от ученых.

И это позволило выработать нам определенные методы. Так, зная, что во влажных местах деревьев всегда больше, мы смогли по показателю влажности рассчитывать примерное число деревьях на определенных территориях.

Теперь мы можем делать довольно аккуратные расчеты, основываясь на имеющихся данных и спутниковых снимках. И это очень полезно, потому что все леса мира мы определенно не обойдем.

— Помогали ли вам в работе российские исследователи?

— Поскольку в России лесами заполнены огромные площади, нам очень хотелось получить информацию о плотности российских лесов. В этом нам очень помогла профессор Елена Тихонова из Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН.

Тем не менее мы хотели бы иметь доступ к большей информации о российских лесах. Это помогло бы нам аккуратнее произвести расчеты, касающиеся России.

— Влияет ли сложная политическая обстановка на ваше сотрудничество с учеными из России?

— Наше сотрудничество с российскими учеными всегда было довольно хорошим, а общение с Еленой Тихоновой могу оценить как очень плодотворное. Единственная сложность в том, что не все российские исследователи идут на контакт, а это очень важно. Надеюсь, нам удастся наладить сотрудничество и вместе проводить будущие исследования.