Крупнейшая в истории человечества вспышка геморрагической лихорадки, вызываемой вирусом Эбола, началась в феврале 2014 года в Гвинее и распространилась на территории других стран: Либерии, Сьерра-Леоне, Нигерии, Сенегала, Ганы, Мали, Демократической Республики Конго. Согласно данным, приводимым на сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний США,
на данный момент количество случаев заражения лихорадкой Эбола по всему миру составляет 27 896, из них 11 296 привели к смерти больного.
Несмотря на то что официально первые случаи заражения начали регистрироваться с 9 февраля 2014 года, дальнейшие исследования показали, что на самом деле эпидемия началась раньше. Ее «отправным пунктом» признается случай заболевания двухлетнего ребенка, проживавшего в гвинейской деревне Мелианду. Мальчик заразился 2 декабря 2013 года и умер спустя несколько дней. Вся его семья оказалась заражена вирусом, который люди «передали» своим соседям и родственникам.
Больницы и медицинские учреждения соседних с деревней Мелианду городов Гекеду и Масента сообщили властям о непонятном смертельном быстро распространяющемся заболевании только 10 марта 2014 года. Представители министерства здравоохранения Гвинеи прибыли на место вспышки эпидемии через четыре дня, а европейская команда «Врачей без границ» — лишь 18 марта.
Подтверждение того, что заболевание является именно лихорадкой Эбола, было получено только 25 марта — спустя почти четыре месяца после первого случая заражения.
Многие страны мира направили в пораженные лихорадкой регионы планеты своих специалистов, ученые начали всестороннее изучение текущего штамма вируса, были запущены исследования с целью создания вакцины против заболевания. Несмотря на все усилия врачей и ученых, окончательно справиться с эпидемией не удалось до сих пор: хотя в конце января ВОЗ сообщила, что заболеваемость лихорадкой упала до самого низкого уровня с марта 2014 года, в начале мая власти Либерии объявили об окончании эпидемии в стране, а высокая эффективность вакцины VSV-EBOV была доказана, ситуация вовсе не так радужна.
Журнал Nature опубликовал комментарии двух специалистов, отдавших много сил и времени борьбе с лихорадкой Эбола, — Джоанн Лю, главы международной организации «Врачи без границ», а также Труди Лан, члена команды по тестированию лекарственных препаратов от лихорадки. Ученые утверждают, что
человечество не усвоило многие преподанные вирусом Эбола уроки, а вспышка эпидемии еще не завершилась — хотя борьба с ней уже подходит к концу из-за усталости и накопленных нерешенных проблем.
Джоанн Лю сообщает: «Эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке еще далеко не под нашим контролем. Только за последние три месяца число заболевших составило 330 человек — это больше, чем во время третьей по масштабу эпидемии заболевания в мире. В Либерии, которая заявила о конце эпидемии в мае, к концу июня было зарегистрировано шесть случаев новых заболеваний. В Гвинее и Сьерра-Леоне каждую неделю с середины июня по середину июля фиксировалось по 20–27 новых случаев.
Не радует и тот факт, что правительственным и общественным организациям так и не удается завоевать доверие местных жителей и привлечь их к борьбе с эпидемией даже несмотря на то, что события последних 18 месяцев продемонстрировали всю серьезность ситуации.
Например, 29 мая Красный Крест был вынужден эвакуировать своих сотрудников из гвинейского города Камсар после того, как местные жители напали на две машины Красного Креста и на дом работника организации, а также сожгли склад, где хранилось оборудование для безопасных похорон умерших от вируса».
С сопротивлением местных жителей врачи сталкиваются постоянно: сотрудники медицинских учреждений воспринимаются людьми как враги, которые приходят, забирают их родственников для лечения, которое очень часто оказывается неудачным, а затем хоронят тела умерших, не соблюдая местные обычаи.
Впрочем, претензии есть и к врачам. Джоанн Лю говорит: «В лучшем случае с заболевшими людьми обращаются как с жертвами, в худшем — как с биологически опасными объектами, разносчиками вируса… Правительство Сьерра-Леоне до сих пор использует насильственные меры как основное средство борьбы с эпидемией:
как только случай заражения подтвержден, все люди, которые контактировали с пациентом, помещаются на 21-дневный карантин. Иногда — например, в городе Порт-Локо — к дверям их домов ставится вооруженная охрана».
Еще одной проблемой, по мнению главы организации «Врачи без границ», является серьезный ущерб, нанесенный системе здравоохранения африканских стран. «Эпидемия оставила и без того хрупкие системы здравоохранения в руинах. Минимум 509 местных врачей из трех стран (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне. — «Газета.Ru») погибли. Обычно осуществлявшиеся программы вакцинации от кори, краснухи, столбняка, полиомиелита были прекращены. Либерия смогла возобновить их только в мае этого года… Малярия в 2014 году убила более чем 10 900 человек в трех странах — этого бы не случилось, если бы не лихорадка», — заявляет профессор Лю.
Выводы, сделанные Джоанн Лю по итогам 18-месячной схватки с вирусом Эбола, неутешительны. «Альберт Эйнштейн говорил, что делать одно и то же и каждый раз ждать иного результата — это безумие. Как мировое сообщество,
мы не можем утверждать, что в будущем сможем более эффективно бороться с новыми эпидемиями, потому что мы не усвоили уроки, преподнесенные лихорадкой Эбола.
В этом году я принимала участие в нескольких экспертных панелях, которые фокусировались именно на том, чему эпидемия нас научила, чтобы не позволить истории повториться вновь. Я могу сказать, что сегодня все факторы, которые позволили этому опустошающему заболеванию развиться, никуда не исчезли: сезоны дождей, нескоординированные действия, страх и недоверие все еще с нами. Мы должны преодолеть усталость, прекратить успокаивать самих себя и применить на практике то, чему мы научились, чтобы покончить с эпидемией. Мы должны завершить борьбу с Эболой».
Несмотря на такие пессимистичные выводы Джоанн Лю, Труди Лан уверена, что врачам и ученым удалось проделать огромную совместную работу и получить определенные результаты: «Проводившие испытания лекарственных препаратов специалисты (например, Оксфордская группа по изучению эпидемиологических заболеваний) показали, что клинические испытания не обязательно должны быть дорогими, медленными и сложными. Медицинские работники проделали просто невероятную работу. Многие из них никогда раньше не были в Африке, и они были буквально брошены в суровые условия. Их готовность оставить свои семьи и посвятить все свое время работе, сохраняя при этом ее высокие стандарты, говорит о том, что мы способны справляться с внезапно возникшими глобальными задачами».