Вирус добрался до Европы
16 июня власти Южной Кореи сообщили еще о трех новых случаях гибели пациентов больниц от ближневосточного респираторного синдрома, вызываемого коронавирусом MERS. Таким образом, число умерших от вируса в Корее достигло 19 человек, а заразившихся им — 154 человек.
Во вторник же стало известно о том, что еще 6 июня в Германии на территории федеральной земли Нижняя Саксония скончался 65-летний мужчина, который заразился вирусом в Абу-Даби в феврале.
Врачи заявляют, что они были уверены: пациент сумел справиться с вирусом и выздороветь, вследствие чего и был выписан из больницы в мае. Однако последствия MERS оказались смертельными.
Мужчина умер от вызванных коронавирусом побочных заболеваний.
Мужчина погиб еще в ночь на 6 июня, однако стало известно об этом только сейчас.
Представитель семейства коронавирусов под названием MERS-CoV, который и вызывает ближневосточный респираторный синдром, был впервые обнаружен в 2012 году в Саудовской Аравии. По всей видимости, он является модификацией характерного для летучих мышей и верблюдов вируса, передавшегося человеку. Первый случай заражения вирусом в Южной Корее был зафиксирован 20 мая этого года. MERS был занесен туда гражданином страны, вернувшимся из поездки по Ближнему Востоку.
Менее чем за месяц жертвами вируса стали 19 человек, а заболели им 154 человека. Кроме того, более 5,5 тыс. человек, среди которых более двух десятков иностранных граждан, а также несколько больниц находятся на карантине.
Сложность борьбы с вирусом MERS заключается в том, что клиническую картину вызываемых им заболеваний весьма сложно отличить от симптомов, провоцируемых обыкновенными риновирусами. Именно поэтому неизвестно, сколько случаев болезни из-за неопределенности симптомов и длительного инкубационного периода, который, по оценкам специалистов, может составлять до 14 дней, ускользнули от внимания врачей: заболевание начинается как типичная простуда, затем начинает сопровождаться лихорадкой, кашлем и пневмонией и, наконец, быстро приобретает тяжелое течение, поражая легкие и вызывая почечную недостаточноcть.
Смертность от коронавируса достигает 36–40%.
Механизм распространения коронавируса пока не до конца ясен ученым. Очевидно, что заразиться можно при тесном контакте с больным человеком, так как большая часть случаев передачи MERS произошла в больницах, где уже находились пострадавшие от коронавируса люди.
Но несмотря на то, что больницы и пациенты помещаются на карантин, властям Южной Кореи не удалось предотвратить распространение вируса в другие страны мира.
В конце мая MERS был обнаружен у двух жительниц провинции Керман, которая находится на юго-востоке Ирана. Специалисты не смогли установить, где и при каких обстоятельствах произошло заражение. Министерство здравоохранения Ирана опасается, что ближневосточный коронавирусный синдром может распространиться после массового возвращения иранских паломников из хаджа в Саудовскую Аравию.
Власти страны собираются особенно тщательно следить за ситуацией с распространением заболевания во время священного для мусульман месяца Рамадан.
В прошлом месяце три случая заболевания ближневосточным коронавирусным синдромом были зафиксированы в США в штатах Индиана, Флорида и Иллинойс. Первые два заболевших привезли вирус из зарубежных поездок, а третий человек пострадал из-за контактов с жителем Индианы. Ни один из трех американцев не умер: врачи полагают, что их организм сумел выработать необходимые антитела.
Впрочем, как показывает случай с пациентом из Германии, излечение от MERS может быть лишь кажущимся.
Что делать?
От ближневосточного коронавирусного синдрома не существует вакцины или лечения. Тем не менее ученые всего мира работают в этом направлении: агентство Reuters сообщает, что в Южной Корее врачи начали лечение двух пациентов путем введения в их организм плазмы крови выздоровевших больных. В случае с вирусом SARS, который вызывает атипичную пневмонию и схож с коронавирусом MERS, методика позволяла снизить смертность на 23%. Эффективность вливания плазмы крови в организм зараженных ближневосточным коронавирусным синдромом пока не доказана, а само лечение носит экспериментальный характер.
Всемирная организация здравоохранения пока не считает нужным ограничивать туристические и торговые контакты со странами, где был зафиксирован вирус, или подвергать всех въезжающих и выезжающих людей обязательной проверке на наличие заболевания. Однако ВОЗ признает наличие существенных рисков дальнейшего распространения MERS и советует людям, отправляющимся в затронутые вспышками болезни страны,
избегать тесных контактов с животными и строго соблюдать правила гигиены — например, такие, как регулярное мытье рук. Кроме того, не следует пить сырое верблюжье молоко, а также употреблять в пищу ненадлежащим образом приготовленное мясо.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко уже советовал россиянам воздержаться от поездок в Саудовскую Аравию, где было зафиксировано около 85% от общего количества заболеваний начиная с 2012 года. Накануне министр здравоохранения России Вероника Скворцова заявила, что российская система здравоохранения готова к появлению вируса. По данным министра, при правильном ведении болезни летальность от нее не превышает 10%, как и при гриппе. «У нас отработана методика ведения таких больных, их диагностики, лечения», — передает ее слова ТАСС.
Впрочем, на самом деле ситуация может быть более серьезной: в отличие от гриппа вакцин и лечения для вируса MERS пока не существует.
На просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать, действительно ли с вирусом MERS можно справиться благодаря умению лечить грипп, в министерстве здравоохранения ответили, что по данному вопросу ко вчерашнему заявлению Вероники Скворцовой больше ничего добавить не могут.