Многие исследователи полагают, что в начале XXI века антисемитизм достиг своего пика со времен Второй мировой войны. Организации, занимающиеся изучением антисемитизма, — Центр Кантора по изучению современного европейского еврейства, Институт изучения современного антисемитизма и расизма — ежегодно фиксируют рост числа антиеврейских выступлений в разных странах мира. 22 января 2015 года проблема антисемитизма впервые рассматривалась на Генеральной ассамблее ООН.
Одним из наиболее жестоких и известных примеров преследования евреев в ХХ веке является холокост — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии в 1933–1945 годах, и на оккупированных Германией территориях во время Второй мировой войны.
Однако не стоит полагать, что антисемитизм возник в Германии одновременно с нацизмом. Согласно результатам исследований Ассоциации по изучению еврейских общин в диаспоре, особенно активная пропаганда антисемитизма в Германии началась в 70-х годах XIX века. Именно тогда в стране появились партии, выступавшие с призывами юридической и общественной изоляции евреев.
В 1879 году Адольф Штекер стал лидером политической партии, основой для создания которой впервые в мире стала антисемитская идеология, а всего через четыре года ее представители получили места в рейхстаге.
В 1881 году в рейхстаг была подана подписанная 250 тыс. человек петиция, в которой заключалось требование ограничения в правах немецких евреев и запрета их въезда на территорию Германии. В начале ХХ века антисемитизм стал частью идеологической базы немецкого национал-социализма: 1 апреля 1920 года была принята официальная программа Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), в которой говорилось: «Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к немецкой нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Таким образом, ни один еврей не может быть отнесен к немецкой нации, а также являться гражданином Германии».
Во времена Третьего рейха особое внимание уделялось воспитанию детей и молодежи в духе официальной идеологии страны. Пропаганда велась как во время школьных уроков, так и во время внеклассных занятий: все достигшие десятилетнего возраста мальчики должны были зарегистрироваться в Имперской молодежной штаб-квартире. Если ребенок проходил проверку на «расовую чистоту», он становился членом гитлерюгенда — молодежной организации НСДАП.
Члены гитлерюгенда были обязаны прослушивать курсы немецкой истории, политического страноведения, политики народонаселения, а также знакомились с теориями, обосновывавшими превосходство немецкой расы над всеми остальными. Детям выдавался специальный учебник, 45 из 105 страниц которого были посвящены именно расовым вопросам. Альфонс Хек, немец, который в конце Второй мировой войны занимал пост одного из управляющих гитлерюгенда, вспоминает:
«Нам было по пять-шесть лет, мы не имели ни малейшего понятия ни о свободе, ни о Веймарской республике. НСДАП больше, чем любая другая политическая партия, понимала, что будущее в руках тех, кто контролирует детей. Мы проглатывали ежедневные порции идеологических наставлений так же, как стакан молока по утрам».
Исследователи Нико Фойгтлендер из Калифорнийского университета и Ганс Йоахим Фохт из Цюрихского университета выяснили, как именно пропаганда, которой подвергались дети третьего десятилетия ХХ века, повлияла на их взрослую жизнь и взгляды. Ученые опубликовали результаты своей работы в журнале PNAS.
В исследовании специалистов, которое проходило в две волны — в 1996 и 2006 годах, — приняли участие 5300 немцев, живущих в 264 городах Германии. Людям предлагалось выразить свое мнение о семи утверждениях, оценив их по шкале от 1 до 7 (значение 1 означает полное несогласие, 7 — полное согласие). Утверждения содержали различные высказывания об отношении к евреям.
В результате работы выяснилось, что 17% респондентов (вне зависимости от их возраста) полагают, что евреи сами виноваты в том, что власти различных стран их преследовали. Более четверти опрошенных (25,7%) заявили, что будут не рады, если их сын или дочь свяжет свою жизнь с представителем еврейского народа, а 21,5% людей и вовсе заявили, что евреи не должны иметь равные с немцами права.
Под определение «антисемит» подпадали те люди, которые оценили на 6 или 7 баллов следующие высказывания: «Евреи обладают слишком большим влиянием в мире», «Евреи сами частично виноваты в том, что их преследовали», «Евреи спекулируют своим положением «жертвы», чтобы получить финансовую выгоду». Согласно этим критериям, антисемитами были признаны 4% населения Германии.
Однако самым неожиданным открытием оказался следующий факт:
доля резко негативно относящихся к евреям людей в два-три раза выше среди тех, кто родился и вырос при нацистском режиме, чем среди населения Германии в целом.
Авторы исследования связывают это с тем, что во времена Третьего рейха эти немцы, как правило, находились в возрасте пяти-десяти лет: именно тогда дети являются наиболее восприимчивыми к различной получаемой извне информации.
Кроме того, ученые уверяют: сохранилось и географическое распределение антисемитских идей на территории страны. Регионы, где пропаганда первой половины ХХ века была наиболее активной, до сих пор отличаются повышенной нетерпимостью к представителям еврейского народа.
Полученные исследователями выводы демонстрируют устойчивость, которой обладают навязываемые обществу идеологии, а также то, каким образом образование маленьких детей может отразиться на будущем целой страны.
Один из бывших членов гитлерюгенда вспоминает:
«У тех, кто родился при нацизме, был только один шанс: что родители окажутся достаточно смелыми для противостояния давлению и смогут передать свой настрой детям. Но таких было мало…»