С целым рядом противоречивых законодательных инициатив в очередной раз выступила глава комитета Государственной думы России по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Во вторник она заявила, что за многоженство наказывать не стоит. А по прошествии пары часов рассказала, что же она придумала для сохранения репродуктивного здоровья женщины, социальной поддержки материнства, профилактики искусственного прерывания беременности в условиях российской действительности. В частности, речь идет о том, что аборты можно будет совершать только в медицинских организациях государственной системы здравоохранения. Сама Мизулина уверена, что «проблема абортов в России в силу ее распространенности приобретает в условиях демографического кризиса характер национальной угрозы». Отдел науки «Газеты.Ru» решил разобраться, чем угрожают эти меры.
Пятьдесят оттенков абортария
«Если у супругов против ожидания зарождаются дети, то плод должен быть вытравлен раньше, чем в нем появились ощущения и жизнь», — гласит цитата, которую интернет приписывает Аристотелю. Впрочем, никаких доказательств того, что она была произнесена великим философом, не приводится. Точно можно сказать одно: аборты человечество практикует с давних времен.
Естественно, что самым распространенным на протяжении истории являлся хирургический аборт.
Единственное, что менялось, — это методика его совершения. Сейчас хирургический аборт выполняется при беременности сроком до 12 или 13 недель. В ходе операции ткани плода разрушаются, после чего удаляются посредством выскабливания из полости матки. При этом женщина может покинуть клинику уже через пару часов после операции при условии, что у нее не будет сильного кровотечения.
Кроме того, распространение получил и способ, именуемый вакуумным абортом. В ходе него применяется электровакуумный насос, необходимый для извлечения содержимого матки. С помощью него в матке создается равномерное отрицательное давление, в результате чего плодное яйцо отслаивается и отсасывается из нее.
Наконец, на ранних стадия беременности существует и медикаментозный аборт, течение которого сходно с выкидышем. Для его проведения женщине необходимо принять стероидный препарат, который провоцирует гибель плода. Этот способ наравне с хирургическим считается одним из самых опасных в силу высокой вероятности возникновения осложнений различного характера. В народе такие таблетки называют «бэби-капут», а появилось это название ровно в тот же момент, когда на российский рынок попали низкокачественные китайские препараты для прерывания беременности. Впоследствии оно распространилось и на другие препараты, которые на деле имеют другое название, но предназначены для тех же целей.
Кроме того, серьезные споры вызывает вопрос о сроке аборта. Так, после 13-й недели беременности его будет необходимо выполнять в несколько стадий, в ходе которых будут проведены размягчение цервикального канала, стимуляция сокращений матки и удаление плаценты. Вопрос об этичности подобных действий и возможных осложнений для здоровья остается открытым.
Место операции изменить нельзя
Пока что в России аборты производятся как в частных, так и в государственных медицинских учреждениях. При этом Мизулина настаивает на том, что «аборты в России включены в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Согласно приведенной в пояснительной записке статистике, расходы государства на аборты в России в одном 2008 году составили 3,13 млрд руб. При этом только 3% общего числа абортов составляют операции по медицинским и социальным показаниям, то есть аборты, проведение которых необходимо в целях сохранения жизни или здоровья женщины.
Мизулина настаивает, что работающие россияне, за счет отчислений которых формируется в значительной мере бюджет, в том числе и те, кто выступает против абортов, оплачивают прихоть каждых 97 из 100 беременных женщин, делающих аборт, при отсутствии каких-либо показаний, угрожающих их здоровью или жизни.
Для того чтобы отвадить женщин от желания избавиться от ребенка, Мизулина предлагает проводить для всех желающих совершить аборт ультразвуковое исследование для визуализации плода и его сердцебиения или просто прослушивание сердцебиения. По сведениям депутатов, исследования показывают, что около 80% женщин изменили свои мнения и решение об аборте, увидев ребенка на мониторе УЗИ.
«Хотя в целом в Российской Федерации за период с 2006 по 2012 год число абортов снизилось на 30%, однако по экспертным оценкам, их реальное число достигает 5–8 млн в год, поскольку в официальной статистике не учитываются аборты, проводимые в медицинских организациях частной системы здравоохранения. При оценке динамики абортов следует учитывать неблагоприятную трансформацию структуры абортов в сторону неадекватного роста доли самопроизвольных прерываний беременности, удельный вес которых за период с 2005 по 2011 год увеличился на 6,6% и составил в 2011 году 17% их общего числа. Только за два года, с 2009 по 2011 год, увеличилась доля медикаментозных абортов на 24%», — говорится в тексте пояснительной записки к законопроекту.
«По данным Минздрава России, число медикаментозных абортов растет. В 2013 году по сравнению с 2012 годом их рост составил 25,6%», — также говорится в тексте пояснительной записки к одному из предлагаемых Мизулиной законопроектов.
Вследствие этого депутат и ее коллеги предлагают установить запрет на продажу средств для медикаментозного прерывания беременности типа «бэби-капут» в розницу. Таким образом, выдавать их смогут только учреждения, входящие в государственную систему здравоохранения. Мизулина настаивает, что подобные меры по визуализации сердцебиения и запрету на свободный оборот препаратов типа «бэби-капут» имеются, например, в США и странах Прибалтики.
Кому это выгодно?
«Российское законодательство в сфере регулирования производства абортов исходит из принципа свободы репродуктивного выбора и охраны репродуктивного здоровья матери. Такой подход, основанный на свободе репродуктивного выбора, противоречит традиционным христианским ценностям, ведет к духовно-нравственной деградации россиян», — уверены Мизулина и ее соратники.
Тем не менее скорее имеет место посягательство на сексуальную свободу российских женщин, а также попытка борьбы с частными клиниками и теневым сектором, который, по мнению экспертов, и берет на себя большую долю совершаемых в России абортов.
Не так все просто и с препаратами типа «бэби-капут». Гинеколог высшей категории, пожелавший остаться анонимным, рассказал «Газете.Ru», что в свободной продаже подобных препаратов никогда не было. Имелись гормональные препараты для посткоитальной контрацепции, которые, как следует из названия, принимают сразу после полового акта. А запрет на реализацию препаратов типа «бэби-капут» за пределами учреждений, входящих в систему государственного здравоохранения, больно ударит по участникам рынка из числа частных клиник и центров. При этом меньше всего пострадают центры, работающие без какой-либо лицензии, то есть ведущие нелегальную деятельность.
«Нельзя назвать подобные препараты абсолютным злом. Ведь бывают не только нормальные, здоровые беременности, но и замершие беременности, когда плод не развивается. В таких случаях такие таблетки просто необходимы», — уверен эксперт.
По его словам, схожая ситуация наблюдается и в вопросе о государственных и частных клиниках. Запрет на проведение абортов в частных клиниках в условиях финансирования абортов за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования попросту приведет к тому, что легально совершить аборт женщины смогут лишь при условии того, что беременность протекает ненормально, или в свете исключительных обстоятельств, например беременности в результате изнасилования. Эксперт уверен, что при введении мер на запрет абортов и реализации препаратов типа «бэби-капут» выиграет только рынок черных услуг.
В целом, чтобы не было необходимости делать аборт, стоит правильно предохраняться, о чем «Газета.Ru» неоднократно рассказывала. Нежелательная беременность в большинстве случаев — это закономерное последствие незащищенного секса. В современном мире о традиционных способах защиты не знают разве что абсолютно асоциальные личности. Некоторых губят банальная жадность и нежелание тратить деньги на контрацептивы. Опасность подобного образа жизни наглядно отражает Африка, где каждый 12-й заражен ВИЧ-инфекцией или болен СПИДом.