Увольнением директора одного из крупнейших институтов РАН — Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН — закончилось противостояние академика с Федеральным агентством научных организаций. Приказ был издан после того, как академик Галимов опубликовал открытое письмо, обрисовав проблемы, с которыми он как директор столкнулся, взаимодействуя с не так давно созданной организацией.
ФАНО было создано в конце 2013 года, и одной из целей его создания было провозглашено избавление научных работников от необходимости заниматься имущественными и хозяйственными вопросами. «Беспрецедентный бумажный поток захлестнул Институт… Деятельность ФАНО сводится к непрерывным запросам отчетности, объяснений», — сетовал в письме академик, жалуясь на то, что сам он как ученый
до реформы РАН публиковал не меньше шести-восьми статей в год. За 2014 год у него вышла всего одна работа.
Кроме того, академик рассказал о научно-исследовательском судне «Академик Борис Петров», закрепленном за ГЕОХИ, которое больше года стоит в китайском порту из-за накопившегося долга перед ремонтниками. «ФАНО оставалось глухим к нашим рациональным предложениям найти решение. Вместо этого ФАНО присылало к нам внеплановые комиссии по проверке деятельности Института», — написал ученый. По словам Галимова, лишь после его обращения в администрацию президента ему было сообщено о выделении дополнительных 700 млн руб. на ремонт научных судов.
«Я не хочу больше быть сотрудником ФАНО», — подытожил ученый.
«Уволить Галимова Эрика Михайловича… в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора…» — говорится в приказе главы ФАНО Михаила Котюкова, подписанном спустя двое суток.
Накануне в институте прошло собрание его сотрудников, которые потребовали восстановить директора в должности, о чем обратились к президенту РАН и академику — секретарю Отделения наук о Земле РАН, и в будущем при решении кадровых вопросов принимать во внимание мнение научного коллектива.
«Основное возмущение коллектива вызвало то, как по-хамски это было сделано – и по отношению к академику Галимову, и к коллективу института. Примеров такого отношения к заслуженным деятелям науки ни в царской России, ни в советский период мы не припомним», — сказал «Газете.Ru» замруководителя лаборатории сравнительной планетологии, кандидат геолого-минералогических наук Евгений Слюта.
До прошлой пятницы директор находился на больничном после перенесенного инфаркта, но в марте он продолжил ходить на работу. По информации «Газеты.Ru», в пятницу он написал заявление об отпуске, чтобы поехать в Германию для операции шунтирования на сердце. В понедельник же был получен отказ в отпуске и приказ об увольнении.
В послевоенные годы ГЕОХИ занимался проблемами атомной энергетики, с приходом же космической эры его ученые принимали непосредственное участие в подготовке всех советских планетных и лунных миссий.
В институте до сих пор хранятся образцы лунного грунта, доставленного советскими автоматическими станциями.
В прошлом при помощи судна «Академик Борис Петров» учеными получены важные сведения о строении дна океана, процессах, происходящих в морских осадках. В советское время обслуживанием судов занималось специальное учреждение, в 90-е годы все они оказались на балансе своих институтов. «Академик Борис Петров» стоял ранее в Индии, использовался индийскими учеными, сдавался во фрахт. Как сообщил источник в ГЕОХИ, в последние годы большая часть средств, которые удавалось заработать институту, шла не на покупку нового оборудования, а на содержание этого судна.
В настоящее время ГЕОХИ играет одну из ключевых ролей в реализации планов «Роскосмоса» по исследованию Луны и планированию будущих пилотируемых полетов к спутнику Земли. И академик Галимов непосредственно курировал эти будущие проекты, такие как «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» и другие.
Собственно, Галимов и стал еще в 1990-е годы инициатором отправки миссии «Луна-Глоб» для изучения внутреннего строения Луны и миссии «Фобос-Грунт».
«Сегодня мы достигли предела и кадрового потенциала, и квалификации, поскольку требуются профессиональные картографы, геофизики, инженеры-конструкторы, требуется геофизическое обеспечение. Если мы не привлечем сюда молодежь, то не сможем выполнить требуемый объем работ по исследованию Луны. Увольнение Галимова остановит нашу лунную работу и затормозит наши планы на два-три года», — считает Слюта.
На момент публикации «Газете.Ru» не удалось получить комментарий ФАНО России о причинах увольнения Галимова и судьбе судна, застрявшего в Китае.