Война на море еще со времен Первой мировой отличалась бескомпромиссностью и жестокостью. Тогда Германия вела «неограниченную подводную войну» и топила все суда без разбора вопреки требованиям Гаагской и Женевской конвенций. Не особо изменилась ситуация и во время Второй мировой войны. Вот только тогда ответ немцам были готовы дать и другие участники боевых действий. В феврале «Газета.Ru» рассказывала, как советская подводная лодка под командованием Александра Маринеско потопила немецкий круизный лайнер «Вильгельм Гюстлофф» с беженцами и военными.
И если о числе погибших в той атаке по-прежнему ведутся споры, то история уничтожения немецкого транспортника «Гойя» подобных вопросов не вызывает: в результате атаки погибли около 7 тыс. человек.
Грузовое судно «Франсиско де Гойя» было построено в Норвегии в 1940 году. Оно было названо в честь великого испанского художника и гравера и успело поработать целых два года, прежде чем его реквизировали представители кригсмарине — военно-морских сил Третьего рейха. Изначально нацисты использовали корабль в качестве вспомогательного транспорта для подводных лодок, благо водоизмещение судна составляло 5430 брутто-регистровых тонн. В 1943 году из «Гойи» попытались сделать плавучую базу для кригсмарине, однако от этой идеи быстро отказались: комфортно разместить кого-либо на грузовом судне было довольно сложно. Поэтому корабль отогнали в литовский город Клайпеда, где немецкие подводники практиковались на нем в стрельбе учебными торпедами.
Так и продолжалось вплоть до 1945 года. Вспомнили о «Гойе» лишь в первые месяцы 1945-го, когда остро встал вопрос о необходимости эвакуировать немецких граждан из Восточной Пруссии ввиду наступления Красной армии.
Эта операция получила название «Ганнибал», а участие в ней, помимо «Гойи», приняли несколько кораблей, в том числе «Вильгельм Гюстлофф» и «Генерал Штойбен», которые были потоплены Александром Маринеско. Предполагается, что были уничтожены 163 корабля, принимавших участие в этой операции. Погибли, соответственно, около 40 тыс. человек, среди которых были как беженцы, так и военные. К середине апреля 1945 года «Гойя» успел эвакуировать около 20 тыс. человек в четыре ходки.
16 апреля судно находилось в Данцигской бухте и принимало на борт тех, кто должен был быть эвакуирован, но тут налетела советская авиация: одна из бомб и вовсе попала на палубу, нанеся ей повреждения в районе носа судна. Люди продолжали пытаться попасть на борт даже после этого, потому что в порту ходили слухи о том, что корабль будет последним. Таким образом, на борту находились около 7 тыс. человек, причем примерно 2 тыс. из них точно были военными.
Изначально корабль должен был отправиться в польский город Свиноуйсьце, однако в нем и так было слишком много беженцев, поэтому было решено плыть в Копенгаген.
Вместе с «Гойей» шли еще два небольших транспортных корабля и два минных тральщика. Все бы ничего, но выход из бухты к тому моменту на протяжении почти недели патрулировала советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка Л-3 «Фрунзевец». К моменту встречи с «Гойей» уже стемнело, поэтому подлодка всплыла, а затем, идентифицировав самую крупную из целей, — выпустила по ней две торпеды. Этой целью оказался транспортник «Гойя», который в течение семи минут затонул. Перед этим он просел и раскололся на две части. Многие люди погибли уже в результате попадания торпед. Кроме того, на грузовом судне не было обязательных для кораблей пассажирских переборок между отсеками.
Спастись смогли только 183 человека.
Подводная лодка Л-3 смогла погрузиться и покинуть район Данцигской бухты. Ее капитану Владимиру Коновалову было присвоено звание Героя Советского Союза, а впоследствии он дослужился до звания контр-адмирала. От принесшей ему славу подводной лодки после утилизации осталась одна лишь рубка — сама Л-3 была утилизирована в 1971 году. На протяжении нескольких лет она находилась в Прибалтике, а после развала СССР была перевезена в Россию и сейчас находится на Поклонной горе.