В распоряжении «Газеты.Ru» оказалось постановление правительства России, которым накануне два старейших севастопольских научных учреждения — Институт биологии южных морей и Морской гидрофизический институт — получили статус федеральных учреждений науки и переведены в ведение ФАНО (Федеральное агентство научных организаций). Однако определенность со статусом этих институтов пока не облегчила жизнь их сотрудникам, которые из-за неразберихи с финансированием не получают зарплату уже четыре месяца. Три месяца назад «Газета.Ru» рассказывала о ситуации, в которой оказались сотрудники МГИ и ИнБЮМа, которые одни из первых приветствовали вхождение Крыма в состав России.
По разным причинам в течение всего 2014 года институты не получили статус российских научных учреждений, и в начале 2015 года сотрудники перестали получать зарплату.
Тогда Федеральное агентство научных организаций нашло один способ переводить им деньги — через единственное зарегистрированное в Крыму учреждение ФАНО — Институт природно-технических систем РАН (ИПТС), руководит которым Марат Амирханов Для этого всем сотрудникам МГИ и ИнБЮМа было предложено уволиться и перейти на работу в ИПТС. То, что штат самого ИПТС составлял порядка 20 человек, не внушало доверия ученым двух известнейших крымских институтов, потому на предложение уволиться и продолжать получать зарплату согласились лишь порядка 50 человек, еще около 200 человек, оставаясь в своих институтах, смогли получать деньги через ИПТС, работая по совместительству.
В деятельности Амирханова многие океанологи видели желание присвоить собственность институтов, ФАНО же – временную схему, которая позволила бы ученым получать зарплату.
В феврале ситуация сдвинулась с мертвой точки, ИнБЮМ и МГИ получили статус региональных институтов Севастополя. Это стало первым шагом для регистрации институтов на федеральном уровне, который позволил бы им иметь собственные юридические лица и получать деньги напрямую из ФАНО. Федеральное агентство научных организаций, урезав расходы на другие российские учреждения, направило в ИПТС порядка 90 млн рублей, часть которых пошла на зарплаты старым и новым сотрудникам.
«Газета.Ru» попыталась узнать у самого Амирханова, сколько денег выплачено ученым. «Нет-нет, я теперь к этим институтам не имею никакого отношения. Этот вопрос теперь к ним и к ФАНО. Мы существуем сами по себе, они — сами по себе», — заявил Амирханов и повесил трубку.
При этом, по словам ученых, ИПТС продолжает занимать помещения МГИ по адресу ул. Ленина, 28 в Севастополе.
Как бы то ни было, на начало апреля большая часть сотрудников институтов остается без денег уже в течение четырех месяцев.
На фоне всего этого сотрудники уже начали собирать пожертвования: особенно тяжело пришлось семьям, в которых оба супруга работают в институтах.
Профсоюз обратился за материальной помощью к профсоюзу Российской академии наук, и на днях нижегородская региональная организация приняла решение выделить 100 тыс. рублей низкооплачиваемым сотрудникам МГИ и ИнБЮМ.
«Нам особенно обидно, когда получаем от бывших коллег из Украины злорадные письма: «Ага, вот ушли, а теперь вы даже зарплату не получаете». Это при том, что большая часть наших сотрудников стояли на блокпостах, участвовали в митингах за переход Крыма в Россию», — сказал «Газете.Ru» председатель общего собрания трудовых коллективов МГИ и ИнБЮМ Александр Кубряков.
По приблизительным оценкам, общий долг перед сотрудниками двух институтов составляет порядка 70 млн рублей, в том числе долги за коммунальные услуги.
Одной из главных имущественных проблем остается судьба Специального конструкторско-технического бюро, где сотрудники МГИ занимались морским приборостроением. Однако зимой все сотрудники бюро перешли в ИПТС, само бюро имело отдельное юридическое лицо, и теперь предстоит решить, кому будет принадлежать здание и чьи задачи будут решать его сотрудники. У самого ФАНО тоже есть вопросы к МГИ. Так, еще со времен прежнего руководства в его стенах до сих пор арендует помещение стриптиз-клуб, и сотрудники самого института уже обратились в прокуратуру по факту его присутствия там.
Все это время с начала года сотрудникам институтов было не до науки, однако, например, в МГИ ученые до сих пор занимаются темой, которой в материковой России давно не занимаются - океанографическим приборостроением.
По прошлогодним оценкам, лишь 3% оборудования в распоряжении институтов моложе пяти лет.
Вчерашнее распоряжение правительства о создании теперь уже федеральных учреждений пока не дало облегчения сидящим без денег ученым. «Но от распоряжения до момента создания должны пройти все процедуры регистрации. Для вступления в силу распоряжения нужно семь дней. У нас же в ФАНО все готово — уставы новых институтов, по представлению РАН будут назначены новые врио директоров», — рассказал «Газете.Ru» источник в ФАНО. Что касается финансирования этих институтов, то распоряжение указывает, что оно будет осуществляться в рамках бюджета ФАНО, который находится на рассмотрении в Госдуме.
В ближайший понедельник в Севастополь поедет делегация ФАНО, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией по долгам, и, согласовав планы научно-исследовательских разработок, будет принято решение об объемах финансирования МГИ и ИнБЮМа на 2015 год. Долги же за четыре месяца будут перечислены институтам по договоренности с правительством Севастополя.
«Думаю, раньше конца апреля — начала мая деньги перевести не получится», — поделился источник в ФАНО.