Еще из школьных учебников биологии всем известно, что при зачатии вероятность формирования эмбриона женского или мужского пола соотносится как один к одному. Пол будущего ребенка зависит от того, сперматозоид какого типа — содержащий X-хромосому или Y-хромосому — оплодотворит яйцеклетку женщины. При этом биологи утверждают, что количество обоих типов сперматозоидов, образующихся в организме мужчины, одинаково, а это значит, что они действительно имеют равные шансы на то, чтобы сыграть решающую роль в определении пола ребенка.
Тем не менее демографы всего мира утверждают:
на самом деле рождается больше мальчиков, чем девочек, причем ученые уверяют, что эта тенденция сформировалась примерно одновременно с возникновением вида Homo sapiens.
Однако нельзя предполагать, чтобы такая картина складывалась из-за большей смертности эмбрионов женского пола: медицинская статистика говорит о том, что во время беременности — по крайней мере, на поздних ее стадиях — чаще гибнут именно мужские эмбрионы.
Эти наблюдения позволили исследователям сделать вывод о том, что, раз мужские эмбрионы менее жизнеспособны и при этом их выживаемость на конец беременности все равно остается выше, значит, при зачатии они должны значительно преобладать над женскими. На сегодняшний день мировая статистика говорит о том, что
на 100 девочек рождается в среднем 105 мальчиков (с отклонениями по разным странам от 104 до 107). Получается, что при зачатии неравенство должно быть еще больше.
Эта картина может не соблюдаться, например, в тех странах, где люди переходят к новым моделям рождаемости и возраст матери постепенно повышается. Демографы и врачи отмечают, что с увеличением возраста женщины шансы эмбрионов мужского пола на выживание становятся еще меньше и среднее число родившихся девочек растет.
В азиатских странах, таких как Китай или Индия, до сих пор распространены так называемые селективные аборты — прерывание беременности из-за пола ребенка, так как семьи стремятся иметь как можно больше сыновей. Американская феминистка Энн Уоррен даже ввела специальный термин для обозначения этого явления — «гендерцид» (gendercide). Результаты переписи населения 2010 года в Китае показали, что в стране на каждые 100 девочек рождается 118 мальчиков.
По статистическим прогнозам, к 2020–2030 годам каждый пятый китаец останется без жены.
Это поколение вынужденных холостяков, по мнению экспертов, может послужить потенциальным источником общественной нестабильности.
Но даже последние демографические тенденции не могли дать ответ на вопрос: почему, вопреки всем законам биологии, при зачатии мужские эмбрионы формируются чаще женских? Группа британских и американских ученых под руководством Стивена Орзака из Исследовательского института Фреш Понд (Кембридж, штат Массачусетс, США) сумела раскрыть все тайны формирования эмбрионов и их дальнейшего развития, а заодно и опровергнуть некоторые постулаты демографии. Статья, посвященная работе исследователей, была опубликована в журнале PNAS.
Группа Стивена Орзака проанализировала информацию о детях, зачатых в США, Канаде и некоторых других европейских странах с 1995 по 2004 год. Ученые обращали внимание не только на естественные беременности (в этом случае пол ребенка определялся на 3–6-й день после зачатия при помощи амниоцентеза — анализа околоплодных вод), но и на беременности, сформировавшиеся при помощи экстракорпорального оплодотворения. Исследователи также учитывали данные о выкидышах и искусственно прерванных беременностях.
Всего ученые собрали информацию примерно о 31 млн зародышей, что является абсолютным рекордом в исследованиях такого рода.
Определение пола ребенка на самых ранних стадиях — в течение первой недели беременности — показало, что на самом деле законы биологии не нарушаются: число эмбрионов мужского и женского пола при зачатии действительно оказалось одинаковым. Мнение о нежизнеспособности зародышей мужского пола также было опровергнуто. На самом деле мальчики чаще гибнут лишь в течение первых одной-двух недель беременности и на 28–35-й неделе. В остальной период смертность женских эмбрионов значительно выше.
Таким образом ученым удалось опровергнуть сразу два постулата современной демографии: о диспропорции полов при зачатии и о слабости здоровья мужских эмбрионов.
Исследователи не исключают, что результаты их работы заставят демографов пересмотреть некоторые положения своей науки.
Несмотря на то, что исследователям удалось доказать действенность законов биологии, не стоит думать, что будущие родители никак не могут повысить вероятность зачатия мальчика или девочки. Так, акушер-гинеколог высшей квалификационной категории Георгий Местергази отмечает, что активность сперматозоидов зависит от того, «мужские» они или «женские». «Женские» Х-сперматозоиды можно сравнить с бегунами на длинную дистанцию: они более крупные, более живучие, передвигаются медленнее и могут двигаться по маточным трубам в течение достаточно длительного периода времени, а затем «поджидать» овуляцию примерно 72 часа.
А вот Y-сперматозоиды больше похожи на спринтеров, которые передвигаются быстро и на короткие дистанции: они имеют больше шансов на оплодотворение яйцеклетки, если находятся вблизи от нее. Получается, что вероятность зачатия сына или дочери может измениться в зависимости от того, где произошла эякуляция: вблизи шейки матки или влагалища. Более того, «мужские» и «женские» сперматозоиды по-разному чувствуют себя в разной среде: первым благоволит щелочная среда, вторым — кислая.