Объединение Китая произошло в 221 году до н.э. под властью императора династии Цинь Ин Чжэна, вошедшего в историю под именем Цинь Шихуана. Он стал правителем своего царства в 246 году до н.э. и в течение следующей четверти века провел серию успешных войн, объединивших разрозненные государственные образования и положивших конец эпохе Сражающихся царств. За 11 лет правления объединенной страной Цинь Шихуан провел серию реформ, касающихся как управления страной, так и повседневной жизни людей, а также воплотил в жизнь ряд масштабных проектов, таких как строительство Великой Китайской стены, канала Линцюй и создание Терракотовой армии.
Спустя всего несколько лет после смерти императора его династия пала, однако Китай больше ни разу не распадался на такое количество соперничающих друг с другом царств, как раньше, а все последующие династии унаследовали централизованный бюрократический аппарат управления страной, созданный Цинь Шихуаном.
Ученые по-разному объясняют успех Цинь Шихуана в объединении Китая. Многие исследователи полагают, что важную роль в этом процессе сыграла необходимость защищать рубежи страны от внешних врагов — кочующих племен, а некоторые придерживаются мнения, что основным фактором объединения стали биогеографические условия и их влияние на экономическую деятельность людей.
Тем не менее эти теории не объясняют, почему те же самые факторы не оказали аналогичного действия на формирование государств древней Европы, а также по какой причине объединялись даже те китайские царства, которые не испытывали сильной угрозы со стороны кочевников. Более того, изначально культуры народов, из которых позднее сформировалась этническая группа хань, значительно отличались друг от друга, и этот факт не мог способствовать объединению людей.
Эпоха неолита в Китае (8000–1900 годы до н.э.) характеризуется многочисленными поселениями древних людей, каждое из которых имело свою культуру изготовления керамических изделий и прочих предметов повседневной жизни. Наиболее известными считаются Яншаосская культура оранжево-красной расписной керамики, существовавшая в 5000–3000 годах до н.э. на территории современных провинций Хэнань, Шаньси и Шэньси, а также возникшая на ее базе Луншаньская культура черной керамики (3000–2000 годы до н.э.).
Первым государственным образованием на территории Китая, существование которого подтверждается историческими источниками, является государство Шан-Инь (XVII—XI века до н.э.). Описание правившей там династии Шан содержится в знаменитом труде «Исторические записки» авторства Сыма Цяня, который оставил сведения не только об административном устройстве страны, но и о завоевательных войнах шанских правителей, о ремеслах и сельскохозяйственной деятельности населения, а также о культуре и верованиях. Согласно Сыма Цяню, основные военные конфликты государства были связаны с нападениями кочевников.
Последний император династии по имени Чжоу Синь, согласно источникам, был развратным и жестоким правителем, вследствие чего его род утратил небесный мандат на управление государством и страну захватил император Ван-вэнь, представитель династии Чжоу.
Небесный мандат — это одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры. Мандат является гарантией легитимности правящей династии, а его источником является Небо. Согласно конфуцианской философии, правители Китая — это «сыновья Неба», и до тех пор, пока они обладают необходимой для управления страной добродетелью, Небо благоволит их династиям. Если император теряет связь с Небом, то страну ждут природные катаклизмы и войны, в результате которых правящий дом сменяется.
Период правления династии Чжоу (XI—III века до н.э.) делится на периоды Западного Чжоу, когда властители крепко держали в руках бразды правления страной; Восточного Чжоу, когда другие мелкие царства, число которых в отдельные периоды доходило до 150, начинают активно вмешиваться в дела государства; и период Сражающихся царств, или Чжаньго, длившийся вплоть до объединения Китая под властью Цинь Шихуана.
В период Чжаньго крупные царства захватывали мелкие, их общее число сократилось примерно в десять раз. В это время выделяются семь царств-гегемонов, правители которых присвоили себе титул вана — звание, которое до этого носил только чжоуский правитель и которое впоследствии будет соответствовать титулу князя, принца или просто высокопоставленного сановника.
В 246 году до н.э. Ин Чжэн становится правителем одного из семи гегемонов — царства Цинь. В предыдущие столетия Цинь уступало своим соперникам как в политическом, так и военном плане. Реформы выдающегося китайского мыслителя Шан Яна превратили государственное образование в мощную страну, которая оказалась способной стать реальной угрозой для своих соседей-гегемонов.
К 221 году до н.э. Ин Чжэн, принявший имя Цинь Шихуана, что переводится как Первый правитель династии Цинь, сумел завоевать их и создать страну, которая впоследствии переживет смену многих правящих домов, но никогда больше не впадет в состояние смуты, царившей в период Чжаньго.
Историки Хуэй Фан (Шаньдунский университет), Гэри Фэйнман и Линда Николас (Филдовский музей естественной истории, Чикаго, штат Иллинойс, США) проанализировали процессы, происходившие в Китае, на территории современной провинции Шаньдун, с древности до 221 года до н.э., и выяснили, что объединение страны стало возможным благодаря комплексной политике китайских правителей, как предшественников, так и преемников Цинь Шихуана. Историки уверены, что изначально в Китае не было никаких особых факторов, которые сделали возможным создание великой империи. Подробнее с результатами работы ученых можно ознакомиться в журнале PNAS.
Исследователи на протяжении двух десятилетий вели работу в расположенной вдоль побережья Желтого моря провинции Шаньдун, проведя раскопки на территории 2,288 кв. км. Ученым удалось обнаружить и проанализировать артефакты начиная с третьего тысячелетия до нашей эры и, кроме того, изучить данные летописей и других документов.
Историки выяснили, что в 2600 году до н.э. на исследованной прибрежной территории располагалось три поселения — Яованчэн, Лянчэнчжэнь и Хэтоу. Несмотря на то что культуры этих поселений были схожи, разные географические условия вызвали различия в способе ведения хозяйства и выращиваемых сельскохозяйственных культурах.
Эти три поселения развивались очень неравномерно на протяжении всего исследуемого периода. Были времена, когда одно из образований увеличивалось в размерах, в то время как два других, наоборот, сокращались. Занимаемая поселениями площадь и численность их жителей не всегда находились в прямой зависимости друг от друга: были ситуации, когда плотность населения росла, но размер городов при этом уменьшался. В период Чжаньго поселения могли входить в состав разных воюющих царств, кроме того,
на протяжении длительного времени они были отделены от северо-восточной части страны, лежавшей за построенной правителями царства Ци стеной, длина которой достигала 600 км.
Когда Цинь Шихуан установил свою власть над всей территорией страны, он провел ряд мероприятий, которые заставили не связанные между собой города объединиться. Прежде всего он разрушил стену, после чего превратил побережье Желтого моря в единый регион. Более 30 тыс. семей были переселены на пустовавшие территории, а экономика начала развиваться за счет добычи соли и морского промысла. Цинь Шихуан хотел, чтобы этот приморский район стал одним из экономических центров восточного региона страны, и ему удалось это сделать.
Ученые уверяют, что рассмотренный ими пример объединения трех поселений в единое целое является уменьшенной моделью объединения всей страны. Несмотря на то что династия Цинь после смерти Цинь Шихуана в 210 году до н.э. просуществовала всего четыре года, ее преемники — правители рода Хань — продолжили проведение аналогичных мероприятий, которые заставляли разные части страны становиться единым целым.
Может показаться невероятным, но философские принципы, на которых была основана внутренняя политика Цинь Шихуана, являются актуальными для Китая и сейчас, спустя более 2 тыс. лет.
Этой философией является легизм, известный также под названием «школа законников». Сторонники идеологии полагали, что управление страной должно строиться исключительно на законодательстве, наказания даже за самые незначительные преступления должны быть чрезвычайно строгими, а чины и награды следует даровать людям исходя из их реальных заслуг, а не происхождения и богатства.
Китайские мыслители обращались к легизму вплоть до конца ХХ века. К легизму апеллировал Чан Кайши, доказывавший, что легистская доктрина вмешательства государства в экономическую жизнь положила начало экономическому планированию и политике «народного благоденствия». В 1970-х годах Коммунистическая партия Китая в ходе идеологической кампании критики Конфуция оперировала легистскими идеями, доказывая, что легисты являются сторонниками прогресса и реформ, в то время как поборники традиционной конфуцианской философии — приверженцами древности, которой больше нет места в современном Китае.