К февралю 1915 года боевые действия велись на всех фронтах Первой мировой войны. Османская империя, которую называли «больным человеком Европы», продолжала оказывать странам Антанты сопротивление. Порой вполне ожесточенное — сказывалась обида на европейские державы, которые к началу XX века оказались катализатором окончательной стагнации некогда могучей империи. Последней каплей стал отказ Великобритании передавать османам дредноуты «Решадие» и «Султан Осман I», за покупку и оснащение которых турки выложили буквально последние деньги.
Стратегическое решение не отдавать корабли принял первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Он же в феврале 1915 года решил, что европейцам пора отвоевать Стамбул.
Хотя сам по себе Стамбул никому был не нужен. На протяжении веков сначала Константинополем, а затем его переименованной реинкарнацией многие пытались или мечтали завладеть из-за проливов. Босфор и Дарданеллы соединяют Эгейское море с Мраморным морем, а его — с Черным морем.
Всего этого могло бы и не быть, но Черчилль окончательно уверился в необходимости захвата проливов после того, как об этом попросили русские. А сделали они это по причине того, что боевые действия против Турции на Кавказском фронте осложнились: османы пытались вовлечь в войну против Российской империи Персию и Афганистан.
Если говорить простым языком, то пользуясь тем, что оcманский султан был одновременно и халифом, турки попытались объявить России джихад и призвать на него эти страны.
Союзники видели это и решили не медлить. Операция началась 19 февраля, когда суда англо-французского флота вошли в пролив и начали обстрел османских фортов. К тому моменту форты были значительно укреплены, а вокруг них на воде были размещены мины.
Обстрел продолжался несколько часов, но существенного ущерба турецким укреплениям не нанес. Операция прекратилась почти на неделю, однако теперь высадке на берег помешали мины. После нескольких совещаний было решено провести генеральную атаку.
Однако Антанта снова потерпела фиаско — сначала корабли налетели на мины, которые османы поставили глубокой ночью. А затем начался массированный обстрел.
Было решено действовать иначе — высадить на Галлипольский полуостров наземный десант, который захватил бы форты и открыл путь на Стамбул. Поскольку сил не хватало, Великобритания отправила воевать австралийцев и новозеландцев. Дарданелльская операция стала для них и боевым крещением, и одной из главных трагедий. Всего в наземной операции со стороны Антанты приняла участие 81 тыс. человек. Правда, возобновить операцию было решено лишь 25 апреля.
Высадка по всем направлениям довольно быстро превратилась в кровавую баню. Англичан и французов не спасла даже поддержка российского десантного крейсера «Аскольд», прибывшего им на помощь. Символично, что уже после революции этот корабль англичане реквизируют, переименуют в «Glory IV», а затем в плачевном состоянии продадут Советской России, которой придется заплатить Германии для того, чтобы утилизировать некогда отличное судно.
За одно лишь 25 апреля погибли более 18 тыс. солдат со стороны Антанты. Потери турков были в несколько раз меньше.
Удивительно, но бои продолжались вплоть до августа 1915 года. При этом участие в них принимали в основном не сами англичане и французы. Помимо упомянутых австралийцев и новозеландцев воевали сенегальцы, алжирцы, индусы. То разгораясь, то затухая, операция была завершена в январе 1916 года. По примерным оценкам, со стороны Антанты погибли 250 тыс. человек. Примерно столько же погибших было и со стороны Османской империи.
Черчилль ушел в отставку и после недолгих раздумий отправился на Западный фронт. А Россия продолжала надеяться, что Босфор и Дарданеллы ей все-таки достанутся. Но глядя на то, что произошло с союзниками, с реализацией этих планов особо не торопилась.