Командира советской подлодки C-13 Александра Маринеско одни вспоминают с проклятиями, а другие восхищаются им. Еще до начала Великой Отечественной войны он получил дурную репутацию среди сослуживцев из-за тяги к выпивке, азартным играм и женщинам.
Свою боевую карьеру он начал в качестве командира подлодки M-96, но, даже занимая столь ответственную должность, от пагубных привычек не отказался. Более того, экипажу судна на протяжении долгого времени сопутствовали исключительно неудачи.
Торпедированные Маринеско корабли ко дну не шли, а операция по захвату легендарной «Энигмы» из немецкого штаба окончилась фиаско, потому что шифровальной машины там не было с самого начала.
К 1943 году Маринеско назначили командиром подлодки С-13, и именно в таком статусе он и вошел в историю. Правда, из-за проблем с алкоголем командир впервые повел свою подлодку в бой лишь в октябре 1944 года.
На сей раз Маринеско с ходу начал топить корабли врага. Это не могло не вызывать одобрение со стороны начальства: бравого моряка и его сослуживцев поощряли наградами, ими восхищались.
Вот только накануне нового 1945 года Маринеско самовольно отлучился с подлодки и провел три дня в обществе девушек и алкоголя.
Командование хотело отдать моряка и членов экипажа С-13 под трибунал, но в конце сменило гнев на милость и дало возможность искупить проступок: отправило подлодку в очередной рейд.
30 января находившийся в Балтийском море экипаж С-13 заметил корабль, который двигался при полных огнях и не имел никаких гражданских маркировок. Было принято решение этот корабль уничтожить.
Всего с подлодки были выпущены три торпеды — «За Родину», «За Ленинград» и «За советский народ». А вот четвертая, на которой написано: «За Сталина», застряла в торпедном отсеке и чуть не сдетонировала.
От торпедных ударов корабль «Вильгельм Густлофф», некогда спущенный на воду самим Адольфом Гитлером, пошел ко дну. Вместе с судном погибло более 5 тыс. человек, в том числе дети, поскольку перевозило судно в основном беженцев. Иногда говорят и о 10 тыс. погибших, однако уточнить цифры возможным не представляется.
Избранную Маринеско тактику вполне можно считать предосудительной. Вот только придумал ее не он: еще в далеком 1915 году Германия вела «неограниченную подводную войну». Под этой загадочной на первый взгляд формулировкой подразумевалось то, что немецкие подводные лодки топили гражданские суда вопреки Гаагской и Женевской конвенциям.
Спустя две недели экипаж Маринеско отличился вновь, на этот раз был потоплен лайнер «Генерал Штойбен».
Произошло это ровно 70 лет назад. На борту судна находилось более 2,5 тыс. человек, из которых спаслось не более 600.
Про потопление «Вильгельма Густлоффа» в Германии особо не распространялись, а вот про гибель «Генерала Штойбена» средства массовой информации все-таки рассказали. Тем не менее именно потопление первого судна для немецкой стороны считается одной из главных трагедий Второй мировой войны.
Споры вокруг решений Маринеско и правильности сделанного им выбора продолжаются до сих пор. В СССР потопление «Вильгельма Густлоффа» называли «атакой века», а Маринеско считали главным подводником Великой Отечественной (причиной тому — тоннаж потопленных им кораблей).
Символично, что звание Героя Советского Союза Маринеско было присвоено посмертно. И сделал это Михаил Горбачев — человек, с легкой руки которого Германия вновь стала единой.