Ракета приводнилась как топор

Запущенная в США с пятой попытки ракета приводнилась на баржу в Атлантике

Павел Котляр
Компания Space X миллиардера Илона Маска попыталась совершить невероятное — запустить ракету МКС, приводнив первую ступень ракеты-носителя на баржу в Атлантическом океане.

С космодрома на мысе Канаверал с пятой попытки вопреки непогоде и неполадкам к Международной космической станции стартовала ракета Falcon 9 частной корпорации Space X, которая должна доставить на МКС очередную партию груза массой 2,5 тонны в корабле Dragon. Однако в этот раз внимание к запуску было привлечено не тем, что частная ракета-носитель используется по контракту NASA.

Почти осуществилась давняя мечта миллиардера и основателя Space X Илона Маска, мечтающего в корне поменять сложившуюся десятилетиями структуру и экономику космических стартов. Мало того что Маск уже доказал: выполнять запуски по государственным контрактам вполне эффективно и дешево может абсолютно частная компания. Сегодня его инженерам практически удалось то, чего не делал никто начиная с первых ракет эпохи Королева и фон Брауна, –

мягко вернуть на землю, используя тот же реактивный двигатель, первую ступень ракеты-носителя.

Цель этой затеи проста: вернув бак с двигателями на Землю и умудрившись не покорежить его, ракетчики могут использовать его повторно и тем самым снизить стоимость выведения полезного груза на орбиту, что и было главной целью амбициозного энтузиаста космических проектов.

Задача эта сложна и трудновообразима настолько, что сами инженеры оценивали вероятность успешного возвращения ступени в 50%. «Вероятность успеха невелика... Однако этот эксперимент станет первым в попытке в целости возвращать готовые к повторному использованию первые ступени ракеты Falcon 9», — заявляли в компании.

Вот уже почти 60 лет космические запуски осуществляются по одной схеме: первая ступень, отработав несколько минут, отстреливается от ракеты и падает в виде мусора на поверхность земли или в море. Системы, позволяющие не разбивать первые ступени при ударе, использовались в двух космических системах: «Энергия-Буран» (СССР) и Space Shuttle (США).

При запуске космических челноков твердотопливные ускорители, выполнив свою функцию, опускались на парашютах, в случае с шаттлами падали в океан, вылавливались и использовались повторно.

Теперь, возвращая их на Землю, но уже не при помощи парашютов, а подобно лунным модулям, с использованием реактивной тяги, решено было сохранить жидкостную ступень ракеты Falcon 9. Задача усложнялась тем, что посадить ступень надо было не на твердую поверхность, а в океан — для этого в центре Атлантики заранее была размещена специальная баржа. Ранее попытки посадить макет ступени со специальными «ногами» компания Space X проводила на материке.

Попытки же посадить ступень в море оканчивались так же печально: баки разрушались при ударе и тонули.

В этот раз ступени нужно было попасть в «яблочко» размером с футбольное поле. «Это как попытаться балансировать шваброй, стоящей на руке, во время урагана», — пошутили в компании.

«Для предстоящего запуска мы изготовили огромную платформу длиной 100 и шириной 60 м. Из космоса она выглядит крошечной, а размах «ног» ракеты — всего 20 м. Ступень будут удерживать в нужном положении при помощи двигателей, однако это сложно – нам будут мешать ошибки GPS и большие волны», — сказал Маск.

Непроста и конструкция баржи. Для ее удержания на месте использовались четыре водометных движителя – технология, заимствованная у платформ глубоководного бурения, которая позволяет удерживать баржу на месте с точностью до 3 м.

Понятно, что возвращаемая ступень теряет и в грузоподъемности, ведь ей надо не полностью вырабатывать ракетное топливо при выведении оставшейся части ракеты.

Проигрыш в выводимой массе составляет 10–30%, но он может быть скомпенсирован более совершенной второй ступенью, пояснил «Газете.Ru» редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев.


Вскоре после запуска Илон Маск написал в своем твиттере: «Ракета дотянула до баржи, но посадка была жесткой. Близко, но нет. Есть над чем работать».

Компания Space X будет отрабатывать технологию во время новых запусков, продолжая обещать, что вскоре они станут дешевле и доступнее.

«Все будет зависеть от сохранности ступени, ведь у шаттлов спасали толстостенную конструкцию, а у специалистов вызывает опасение то, что первая ступень «Фалькона» тонкостенная, толщиной в несколько миллиметров. Можно предположить, что если ступень будет использоваться хотя бы 2 раза (а ее стоимость составляет 60–70% стоимости ракеты), то цена вывода килограмма груза на орбиту может упасть в два раза. Они утверждают, что смогут снизить цену в 10 раз, я считаю, что более реальные перспективы — в два раза», — говорит Афанасьев.