Навстречу утренней заре на 25-тонной «Ангаре»

В Плесецке состоялся первый пуск тяжелой «Ангары»

Павел Котляр
С космодрома в Плесецке впервые стартовала новейшая российская ракета «Ангара» в тяжелом варианте. В будущем она должна заменить ракету «Протон» для запусков на геостационарную орбиту, в дальний космос и к Луне.

Этим утром с космодрома в Плесецке с первой попытки состоялся запуск ракеты-носителя «Ангара-А5», тяжелой версии ракеты, которая разрабатывалась в России последние 20 лет. Ожидается, что при помощи разгонного блока «Бриз-М» габаритно-весовой макет массой 2 т будет выведен на геостационарную орбиту, затем им же сведен с нее и затоплен в океане.

Первый пуск легкого варианта этой ракеты «Ангара-1.2ПП» состоялся 9 июля этого года. Создание этой ракеты началось на заре 1990-х годов, когда после развала СССР космодром Байконур оказался на территории суверенного Казахстана и стало ясно, что этот космодром не удовлетворяет потребности России в критически важных запусках:

имеющаяся еще с 1960-х годов тяжелая ракета «Протон» могла стартовать только с Байконура.

Поэтому новую ракету, собирать которую требовалось полностью из российских деталей, было решено запускать с Плесецка. 15 сентября 1992 года было подписано постановление правительства, в соответствии с которым НПО «Энергия» предложило создать двухступенчатую ракету. Топливом для нее служит керосин, окислителем — кислород.

Однако строительство ракеты затянулось на 20 лет. 6 января 1995 года был подписан указ президента, в соответствии с которым создание комплекса «Ангара» являлось задачей особой государственной важности. Головными заказчиками комплекса стали Министерство обороны и Российское космическое агентство, головным разработчиком — ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

В связи с тяжелой экономической ситуацией в стране в 1990-х годах финансирование КРК «Ангара» велось на уровне в несколько раз ниже, чем было предусмотрено постановлением, что привело к значительному срыву сроков начала летных испытаний.

Отчасти поэтому ракета пока считается довольно дорогой: по некоторым оценкам, затраты на ее разработку составляют 100 млрд руб.

«По существу, средства, вложенные в проект за два десятилетия, многократно подняли цену этого пока еще не готового носителя», — говорилось в отчете Счетной палаты за 2013 год.

С 1994 по 2005 год было выделено не более 4% суммы средств, необходимых для создания комплекса.

Во всех работах по созданию семейства ракет «Ангара» принимает участие достаточно большое количество предприятий и организаций. Заказчиками создания КРК «Ангара» являются Министерство обороны и Роскосмос. ГКНПЦ им. М.В. Хруничева — генеральный подрядчик. «Среди предприятий — основных подрядчиков этого проекта можно назвать ЦЭНКИ (входящее в него Конструкторское бюро транспортного машиностроения; КБТМ), НПО «Энергомаш», КБХА, НПЦ АП и т.д. Это основные предприятия, которые отвечают за ту или иную составляющую проекта. Так, КБТМ и Спецстрой — стартовый, технический комплекс; НПО «Энергомаш» и КБХА — двигатели, НПУ АП — система управления», — рассказал «Газете.Ru» источник в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

Ракета-конструктор

Изначально предлагалось создавать ракету не в единственном варианте, а целое семейство ракет, от легкой до тяжелой. Визуально легкая, средняя и тяжелая ракеты отличаются числом и компоновкой универсальных ракетных модулей, из которых состоит первая ступень. «Ангара-1.2ПП» имеет один УРМ, А5 — пять ракетных модулей с пятью двигателями РД-191.

При этом легкий вариант ракеты выводит на околоземную орбиту 3,8 тонны, а А5 — 24,5 тонны на околоземную и до 4,6 тонны на геостационарную орбиту (36 тыс. км).

«Ракета-носитель «Протон» имеет в общей сложности десять транспортабельных блоков, а «Ангара» вместо десяти блоков имеет семь блоков. При этом количество двигателей у нее соответствует числу блоков, в то время как у «Протона» двигателей гораздо больше: на первой ступени — шесть, на второй — четыре и на третьей — два плюс разгонный блок», — рассказал «Газете.Ru» редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев. «Поэтому по количеству разгонных блоков и числу двигателей «Ангара» эффективнее «Протона», — считает эксперт. По его мнению, поскольку основные технические решения в создании ракеты и стартового комплекса закладывались уже в начале 2000-х годов, в техническом плане ракета совершеннее более старшего «Протона».

Если тяжелая ракета «Протон» использует в качестве топлива ядовитый гептил, то пара керосин — кислород, на которой летает «Ангара», считается менее токсичной.

Если говорить о существующих зарубежных конкурентах пятой «Ангары», то это Delta 4, тяжелый вариант Atlas 5 и ракета Ariane 5. На сегодняшний день стоимость пуска Atlas 5 начинается от $150 млн, Delta 4 — от $150 млн до $200 млн.

«Но ракета и не делалась как коммерческая ракета, ведь у нас остается «Протон», ее создавали в первую очередь для пусков по госпрограмме. Уже позднее, когда она выйдет на нужный темп пусков и появится второй стартовый комплекс на космодроме Восточный, она может стать конкурентоспособной», — считает Афанасьев.

О преимуществах ракеты и ее перспективах «Газете.Ru» рассказал источник в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

«Обращаем внимание на две важные характеристики. Первая — коэффициент грузоподъемности, то есть отношение веса полезной нагрузки к стартовой массе полностью заправленной ракеты. По этому показателю «Ангара» находится на самых верхних строчках среди всех мировых изделий этого класса.
Второй показатель — коэффициент конструктивного совершенства. Это отношение сухой массы ракеты к выводимому полезному грузу. Чем меньше сухая масса ракеты, тем более она эффективна при выведении одного и того же полезного груза.

По этой характеристике мы также находимся на самой верхней строчке среди мировых «тяжеловесов», будь то американские ракеты-носители Atlas 5 и Delta 4 или европейская Ariane 5.

Ни в одном семействе ракет-носителей, которые сегодня разрабатываются и разрабатывались до этого за рубежом, не закладывалась возможность запуска ракет-носителей от самой легкой до самой тяжелой. Это означает, что одни и те же элементы ракеты-носителя будут востребованы и в легком, и в среднем, и в тяжелом классе. А это высокая серийность производства. По экономическим законам чем больше серийность изготовления, тем меньше его трудоемкость и себестоимость, но выше качество», — пояснил эксперт.

Вечером стало известно, что испытания были завершены успешно - разгонный блок «Бриз-М» вывел габаритно-массовый макет космического аппарата на геостационарную орбиту высотой 35,8 тысячи километров.