Большой зал Института проблем управления РАН к началу встречи руководителя ФАНО Михаила Котюкова и его коллег по агентству с руководителями подведомственных учреждений к 10.00 мск был до отказа забит директорами разных институтов, которые обсуждали между собой не только падение курса рубля, но и предстоящее совещание с участием представителей ФАНО России.
«Интересно, что они будут делать с моим институтом», — было одной из самых популярных реплик, услышанных корреспондентом «Газеты.Ru» в преддверии совещания.
Встреча началась со вступительного слова главы ФАНО Михаила Котюкова, который заявил, что рассчитывает на открытую дискуссию.
«Пусть это будет своего рода «круглый стол». Здесь 600 человек, за один стол всех не усадить, но мы будем рады всех выслушать», — сказал Котюков.
Преимущественные отношения
Первый блок итогового совещания был посвящен управлению и развитию имущественного комплекса. После объявления этой темы слово взял заместитель руководителя ФАНО России Александр Степанов. Он рассказал, что в ведении агентства в центральном регионе страны находятся 596 организаций, при этом у 72 из них нет имущества. Нет ни одного учреждения, которое зарегистрировало бы 100% своего имущества. В числе лучших — рисоводческий племенной завод «Красноармейский» имени А.И. Майстренко Всероссийского научно-исследовательского института риса и Институт проблем химической физики РАН. А среди тех, кто пока не успел всего этого сделать, — Краснополянская опытная станция пчеловодства Научно-исследовательского института пчеловодства и Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур РАН.
Кроме того, ФАНО России проводило ряд проверок, по итогам которых были выявлены систематические проблемы. Например, то, что зачастую имеют место несанкционированная сдача объектов в аренду и самовольное строительство объектов на федеральной территории. Кроме того, зачастую нежилые помещения используются в качестве общежитий. В ответ руководители институтов сообщили, что Росимущество не всегда оперативно выдает необходимые бумаги.
«Сейчас в зале директора многих институтов. По кадастрам чаще всего такая ситуация: четыре запроса — ни одного ответа из институтов, — в свою очередь рассказал Михаил Котюков. — Мне уже выговор вам предлагают объявить. Назначьте уже ответственного».
«Это настоящий крик души, я разделяю вашу точку зрения, — продолжил затем глава ФАНО России. — Но для того, чтобы мне предметно разговаривать с руководством Росимущества, нужны основания. Подготовьте справочные материалы. Мы ждем первый квартал, пока система отстроится. У кого накипело – пишите письма. Нужна фактура, чтобы отработать проблему точечно», — отрезал Михаил Котюков.
Директор одного из институтов поинтересовался, почему им надо заниматься имуществом. «Может, нас исключить?» — поинтересовался он. «Можно. Правда, перед этим надо лишить вас имущественного комплекса», — парировал Котюков, добавив, что после ревизии учреждений, которые отрицали наличие у них имущества, там выявили 6,5 тыс. объектов имущества.
Кроме того, Котюков пообещал усилить обратную связь: «Запросами загружаем активно, а с ответами не очень хорошо».
Еще один директор поинтересовался, как же разработать механизм привлечения инвесторов для производства наукоемкой продукции. Несмотря на то что темы управления имуществом этот вопрос не касался, глава агентства все же на него ответил и предложил вынести вопрос на обсуждение созданного недавно Научно-координационного совета ФАНО.
Затем дискуссия вновь вернулась в русло имущественных отношений. Так, глава ФАНО России пояснил, в чем состоит суть моратория, продленного еще на год на прошлой неделе по итогам заседания президентского Совета по науке.
«У нас было обсуждение с Владимиром Евгеньевичем Фортовым еще до заседания Совета по образованию и науке при президенте России, что целесообразно мораторий сохранить, — пояснил Михаил Котюков. — Другое дело, что по некоторым позициям есть мнение и институтов, и оно поддержано и РАН, о том, что какое-то имущество можно передать, например, в муниципальную и региональную собственность, я говорю о предприятиях ЖКХ.
Там есть и ранее были приняты решения РАН, еще до реформы. Мы не должны по таким вопросам иметь просто формальную позицию. Есть общее мнение, и это не связано с научной деятельностью. Здесь, возможно, эти решения нужно будет принимать. А все, что касается сохранения моратория, наложенного на научный комплекс, конечно, это решение правильное», — рассказал Михаил Котюков.
Наука судить
Следующий блок обсуждения был посвящен обеспечению правовой деятельности. В роли докладчика выступила начальник правового управления ФАНО России Светлана Полякова. Она с ходу порадовала слушателей тем, что правительство России утвердило перечень организаций, которые могут без лишних проволочек приглашать иностранных работников, и что теперь появятся надбавки за работу с секретной информацией.
Тем не менее не все так хорошо с уставами подведомственных агентству учреждений, которые необходимо подписать до конца 2014 года. В противном случае в новом финансовом году у этих учреждений возникнут проблемы. Шесть институтов так и не ответили на присланные ФАНО России правки уставов.
«Их директора здесь?» — вопросил Михаил Котюков. «Завтра все пришлем», — прозвучал бодрый ответ из зала.
Затем слово вновь взяла Светлана Полякова, рассказавшая о том, что имеются и судебные иски. Больше всего судебных дел в Москве и области, а также в Краснодарском крае.
От вопросов судебной практики слушателей отвлек вопрос из зала — один из директоров вспомнил слова Владимира Путина о том, что важно качество жизни. Вследствие этого он заявил, что РАН готова провести объективацию тарифов. Предложение пообещали выслушать по окончании совещания.
Еще один директор, на этот раз из Нальчика, пожаловался на то, что нескольких ученых из Научно-исследовательского института прикладной математики и автоматизации Кабардино-Балкарского научного центра РАН выселили из служебных квартир. Правда, он не упомянул того, что они и так имели квартиры в городе, на что и было указано со стороны ФАНО.
Под конец Михаила Котюкова спросили, что делать с пекарней, которая имеется при одном из учреждений. «Либо заниматься наукой, либо хозяйственной деятельностью», — отметил Котюков.
Молодые и ученые
Важным пунктом повестки совещания стало развитие кадрового потенциала. Первой выступила начальник административного управления ФАНО Ирина Шеходанова. По ее словам, президент России Владимир Путин поручил ФАНО и РАН уделить внимание подготовке кадрового резерва. Отныне подобная работа должна вестись на постоянной основе.
Вследствие этого необходимо решить две задачи – создать систему кадрового потенциала и поддержать молодых ученых.
С ней согласилась начальник экспертно-аналитического управления ФАНО Елена Аксенова. Она рассказала, что 2014 год стал годом знакомства агентства с ситуацией вокруг молодых ученых. По ее словам, на предложение сотрудничать в этой области уже откликнулись РВК, Thomson Reuters, Elsevier, «Сколково», «Роснано» и ряд других компаний и организаций.
Вместе с ФАНО они проведут в 2015 году множество мероприятий, нацеленных как раз на молодых ученых, в том числе будут организованы конкурсы проектов по коммерциализации результатов научных исследований и разработок. А вот член рабочей группы ФАНО России по взаимодействию агентства с молодыми учеными, заместитель директора Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Александр Сафонов озвучил предложения, которые сами молодые ученые из всех регионов страны присылали в адрес рабочей группы в течение года.
Молодые ученые готовы активно взаимодействовать с агентством, выходить с конкретными предложениями и брать на себя ответственность в их реализации. Например, в части поддержки научных конференций, развития информационной инфраструктуры, формирования кадрового резерва», — заявил он.
Вопрос академических аспирантур поднял начальник управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки Михаил Романовский. А его коллега — помощник руководителя ФАНО России Роман Одинцов коснулся вопроса оплаты труда.
По его словам, регулируется только минимальный уровень окладов, а формула высчитывания директорских зарплат и вовсе носит рекомендательный характер. Затем вновь наступило время для дискуссии.
Один из ученых, обеспокоенный закрытием гостиницы «Академическая», предложил отказаться от практики поездок и вместо семинаров проводить вебинары.
Его предложение было поддержано. Вот только Михаил Котюков отметил, что без живого контакта не обойтись, но вебинарам быть.
Кроме того, директора институтов посетовали на суточные размером 100 рублей.
«У меня такие же суточные, когда я куда-то летаю. С этим ничего не поделать, иначе будет облагаться налогом», — отрезал Котюков.
Директор Научно-исследовательского института кондитерской промышленности, услышав радостные новости, целиком и полностью поддержала начинания коллег, уточнив, что у них занимаются фундаментальными исследованиями.
«Старых ученых не бывает, а понятие «молодые ученые» пришло из СССР», — попытался разжечь дискуссию один из директоров.
В ответ ему предложили посмотреть в зал: «В этом зале нет людей 40–50 лет. Процедура связи времен разрушена. Ее надо восстановить, и делать это искусственными методами».
Управляй и властвуй
Заключительная часть совещания была посвящена вопросу организации бюджетного процесса и формированию госзаданий. Первым слово взял Михаил Романовский, рассказавший, что введенная система планирования государственных заданий и планов по научно-исследовательским разработкам поспособствует сокращению бумажного документооборота, а также администрированию и координированию указанных процессов.
«Планы по научно-исследовательским разработкам согласованы с РАН или нет? На вечер вчерашнего дня президиум ничего не согласовал», — спросил Михаил Котюков.
Ему ответили, что все уже согласовали. При этом Котюков призвал, чтобы в каждом учреждении на связи оставался человек, который уполномочен подписывать финансовые документы. «Начало финансового года срывать нельзя», — резюмировал Котюков.
Кроме того, не был обойден и вопрос бюджета на грядущий год.
В частности, Михаил Котюков отметил, что в связи с неблагоприятной экономической ситуацией может случиться так, что правительство доведет первоначальные средства не в полном объеме.
Решение пока не принято, но заморозить могут ориентировочно 10% бюджетных лимитов. При благоприятном развитии событий деньги полностью вернутся. Однако необходимо иметь запасной вариант. Какой именно, руководитель ФАНО России решил посоветоваться на этот счет с директорами.
«Имеется несколько развилок: можно снимать с каждой строчки равномерно по 10%, в том числе базовую часть государственного задания, а можно отложить на второй этап замороженные суммы – закупки, программу президиума плюс 5% от госзадания», — уточнил Котюков. По его словам, стоит верить в хорошую макроэкономическую ситуацию в 2015 году.
Затем завязалась дискуссия. В итоге большинство директоров высказались за то, чтобы не «резать» госзадания, а найти дополнительные ресурсы за счет резервов. В целом же завершилось мероприятие на высокой ноте.
Директор ФАНО спросил присутствующих: «Как вам первый год работы?» «Живы!» — откликнулись директора. «Можно двигаться вперед?» — спросил глава ФАНО. «Да!» — было ему ответом.
«Документооборот сократим, деньги найдем», — подвел итоги Котюков.