Космическая микроволновка
В статье детально описывается ключевая роль Ральфа Альфера в деле предсказания реликтового излучения. Автор, конечно, может быть несколько предвзят. Тем не менее в самом деле обычно упоминают только Гамова, что неправильно.
Черные и загадочные
Интересный рассказ об истории поисков черных дыр в тесных двойных системах до эпохи активных рентгеновских наблюдений.
Доказательство инфляции
В статье описана история открытия первого двойного радиопульсара.
Эта пара из двух нейтронных звезд помогла с фантастической точностью проверить общую теорию относительности и косвенно доказать существование гравитационных волн.
Автор в то время был постдоком в Принстоне, и он подробно рассказывает, как научное сообщество приняло новость.
Ищущий да найдет
Известно, что спутник Gaia будет открывать экзопланеты по данным астрометрических измерений. Вопрос: сколько? Параметры спутника известны. Какие звезды будут наблюдать — тоже.
Неизвестно, как распределены по массам и расстояниям от звезд неоткрытые планеты.
Авторы используют популяционный синтез, чтобы сделать необходимые оценки. Получается, что много. За пять лет работы будет открыто около 20 тыс., а за десять лет — около 70 тыс. планет. Неопределенность величин — около 30%. В основном это будут планеты типа Юпитера и тяжелые планеты на орбитах с больших периодом.
Загадочный гигант
Авторы обнаружили и исследовали интересную систему. Во-первых, это красный гигант с транзитной планетой. Планета очень интересная. О ней ниже. Во-вторых, длительный мониторинг радиальной скорости позволил установить, что в системе есть вторая массивная планета на более широкой орбите. Наконец, получение высококачественных изображений позволило открыть вторую звезду — красный карлик на очень широкой орбите.
Самое интересное — это внутренняя планета и ее взаимодействие со звездой. Благодаря астросейсмологическим данным удалось хорошо определить параметры звезды.
Для планеты удалось измерить и радиус, и массу. Планета — одна из самых массивных. Причем она не слишком близка к звезде, то есть не очень сильно нагревается. Это важно, так как позволяет изучать непрогретый гигантский гигант.
Кроме того, планета сидит на очень эксцентричной орбите и взаимодействует со звездой за счет приливов. Наконец, редко когда планета у звезды гиганта находится на орбите размером менее 0,5 астрономической единицы. Соответственно, изучение этой системы важно в контексте исследования распределений экзопланет по большим полуосям.
Газовая дыра
Авторы проводят численное моделирование с целью детальной проверки предложенного ими сценария образования сверхмассивных черных дыр.
Дело в том, что существует проблема: как создать массивные (сотни миллионов масс Солнца) черные дыры уже на больших красных смещениях. Авторы предположили, что это можно сделать прямым коллапсом в центре сливающихся галактик. Проведенное численное моделирование вроде бы подтверждает эту модель.
Газ течет в центр, образуя диск. Затем из этого диска возникает нечто вроде сверхмассивной протозвезды, которая затем и коллапсирует в сверхмассивную черную дыру.
Линзой по космосу
Впервые поймали множественное изображение сверхновой, сформированное гравитационной линзой. Линзирующая галактика находится на z = 0,5 в скоплении галактик MACS J1149.6+2223.
Сама сверхновая, видимо, вспыхнула в галактике на z = 1,5. Измерение временных задержек между разными изображениями даст очень интересную космологическую информацию.
Откуда берутся лучи
Авторы используют самый большой объем данных — десять лет наблюдений Оже, — позволяющий прояснить вопрос о происхождении космических лучей самых высоких энергий.
Не прояснили. Явной анизотропии нет. Сильной корреляции хоть с какими-то объектами нет.
Хоть какая-то корреляция в очень больших «окнах» есть в направлении близких (< 130 Мпк) активных галактик из каталога Swift и в направлении Центавр А.
Имеется статья, где обсуждается одна из обнаруженных неоднородностей. Но в этом месте нет ничего особенного.
Опасные соседи
Авторы на основе большой выборки и при участии проекта Galaxy zoo показывают, что активность галактического ядра может зависеть от галактики-соседа. То есть не все исчерпывается ориентацией структуры относительно нас и наличием поглощающего материала.
Астробублики
Сама идея не нова и проста. В диске вокруг черной дыры на большом расстоянии есть пыль, так как там уже достаточно «холодно» (1500К).
Переменность центрального объекта повторяется пылью с некоторой задержкой.
Величина задержки позволяет определить расстояние от центра до пылевого «бублика». Из наблюдений независимо получаем угловой размер «бублика». Имея угловой и линейный размер, получаем расстояние до нас. В данном случае оно оказалось равным 19 мегапарсекам.
Это все крайне важно, так как, зная точное расстояние, мы можем в данном конкретном (и почти уникальном!) случае сравнить независимые и довольно точные определения массы черной дыры.
В итоге пришлось повысить динамическую оценку массы черной дыры почти в полтора раза.
Это приводит к изменению калибровки масс, определяемых по реверберации эмиссионных линий. А это один из самых массовых методов определения масс сверхмассивных черных дыр. То есть многие черные дыры оказываются массивнее, чем полагали ранее.
Расплывчатые и пенные
Если существует «квантовая пена», то фотоны, распространяясь, будут ее чувствовать. Причем эффект зависит от энергии фотона. Наиболее заметен эффект при больших энергиях.
Обычно для поиска лоренц-неинвариантности используют расплывание сигнала в очень жестком гамма-диапазоне.
Авторы же использовали другой подход. Они смотрели, какие ограничения можно поставить по изображениям источников. Изображения должны «расплываться» из-за квантовой пены.
Пятнистая Вега
Детальные наблюдения показали, что и на Веге есть пятна. Это довольно удивительно.
Дело в том, что внешние слои таких звезд устроены не так, как, скажем, у Солнца.
Для того чтобы сделать более-менее устойчивые поверхностные структуры, необходимо магнитное поле. С этим у А-звезд вообще и Веги в частности есть проблемы. Кроме пекулярных A-звезд, у таких светил поле невелико, и, кстати сказать, его происхождение неясно.
Авторы надеются, что изучение поверхностных структур Веги сможет пролить свет на происхождение магнитного поля А-звезд.
Климат наш
В статье идет речь о зонах обитаемости.
На основе простого моделирования автор показывает, что климат планет вблизи внешней границы зоны обитаемости может быть неустойчивым.
Он будет колебаться между длительными холодными периодами и редкими теплыми.
В итоге, видимо, высокоразвитая жизнь на таких планетах возникнуть не сможет. Это может наложить существенные ограничения на размеры зон обитаемости в сторону их уменьшения.