Сделайте нам красиво
Есть такая наука — популяционная генетика. Генетики ездят по нашей большой стране, собирают ДНК у представителей разных народов, выделяют различные маркеры и анализируют их в лаборатории. В результате они получают информацию об истории генофонда того или иного народа. Но популяционные генетики избегают говорить о происхождении этносов, а тем более об их «чистоте».
Потому что этнос — это не биологическое, а комплексное социокультурное понятие, а генетика изучает генофонды.
Правда, их работы бывают трудны для понимания — они оперируют такими сложными терминами, как «частота аллелей», маркеры, гаплогруппы и пр.
Но появилась новая «наука» — ДНК-генеалогия, создатель которой — Анатолий Клёсов — может ответить на все вопросы,
к которым популяционная генетика относится очень осторожно. И для каждого народа представить красивую картину его происхождения.
Эти два течения схлестнулись на «круглом столе» по обсуждению происхождения карачаево-балкарского народа. Больше половины аудитории составляли представители Кавказа. «Мы хотим услышать про происхождение своего народа!» — настойчиво звучало после каждого выступления генетиков и антропологов.
Генетики и антропологи представляли результаты своих исследований популяций кавказских народов. Например, Олег Балановский, доктор биологических наук, заведующий лабораторией геномной географии Института общей генетики РАН, рассказал про анализ гаплогрупп Y-хромосомы у балкарцев, осетин и карачаевцев. Но сегодня еще нет данных по полному секвенированию Y-хромосомы у этих популяций.
Поэтому ученые честно говорят, что не могут сделать однозначный вывод об их происхождении.
Но для Анатолия Клёсова это не проблема. Он выступает и говорит то, что аудитория ожидает от него услышать. В частности, о радикальном различии по гаплогруппам балкарцев и осетин. В его презентации расписаны родственные связи между разными кавказскими популяциями, и все выглядит очень красиво, вызывая бурные продолжительные аплодисменты.
Химик нахимичил в генетике
Для поклонников Анатолия Клёсова не имеет значения, что вообще-то он вовсе не генетик, а доктор химических наук, специалист в области полимерных композиционных материалов.
Что у него нет ни одной публикации в рецензированном международном научном журнале по заявленной теме.
Интернет указывает на несколько публикаций в журнале Advances in Anthropology, но этот журнал, как объяснил «Газете.Ru» Олег Балановский, имеет претензию на научность, но не индексируется и не имеет импакт-фактора, а «среди тысяч журналов, индексируемых в наукометрических базах данных, опубликованы лишь статьи с критикой чужих работ и единственная собственная статья в журнале «Биохимия». С 1990 году Клёсов живет в США и является профессором биохимии Гарвардского университета.
Клёсов не добывает данные в экспедициях и в лабораториях, а пользуется уже готовыми — выложенными на коммерческих сайтах. Ведь сейчас собрана уже большая база по гаплотипам, и часть этих данных находится в свободном доступе. «ДНК-генеалогия эксплуатирует информацию, собранную генетиками», — подчеркивает Елена Балановская, доктор биологических наук, заведующий лабораторией популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра РАМН. Он эту информацию обрабатывает своим, одному ему известным методом и получает красивые результаты на потребу публике.
Славяне — это арии
Самое, пожалуй, громкое достижение ДНК-генеалогии — это исследование происхождения славян и утверждение, что славяне — это есть настоящие арии. Посвященная этому книга Анатолия Клёсова «Происхождение славян. ДНК-генеалогия» вышла в прошлом году. В ней утверждается, что славяне — это арии (самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии), а на генетическом языке — носители гаплогруппы R1a на Y-хромосоме. Утверждается, что эта гаплогруппа была распространена по всей Европе, потом ее представители были уничтожены врагами — носителями другой гаплогруппы — и сохранились лишь на Русской равнине, откуда потом мигрировали в Индию и Иран, принеся туда индоевропейский — то есть славянский язык. Да, и, кстати, Рюрик был славянином.
То есть Клёсов ставит знак равенства между генетическим и социокультурным понятиями: носители гаплогруппы R1a = арии = славяне.
«В ДНК-генеалогии красной нитью проходит мысль, что каждому народу, каждой археологической культуре, каждой языковой общности можно приписать ее собственную гаплогруппу, — говорит Олег Балановский. — Славяне — это гаплогруппа R1a, культура ленточной керамики — это гаплогруппа I…»
Человек не из Африки
Претензии к Клёсову предъявляют и антропологи. «Он напрямую переносит социоэтнографические категории на биологические явления, — говорит Денис Пежемский, старший научный сотрудник Института антропологии МГУ. — Носителей гаплогруппы называет родом. Уходя вглубь на несколько тысячелетий, употребляет название этноса, который тогда еще не сформировался».
А еще Клёсов отрицает происхождение современного человека из Африки. В его последней книге «Арийские народы на просторах Евразии» (которую рекомендует прочитать Михаил Задорнов, как указано на обложке) есть такая фраза:
«Теория выхода человека из Африки в настоящее время принята только как инструмент борьбы с расизмом. К науке она не имеет никакого отношения».
При том, что каждый год выходят десятки статей генетиков и антропологов, подтверждающих эту теорию.
Итак, ДНК-генеалогия легко разрешает все трудные вопросы генетики, антропологии, археологии и лингвистики и наводит порядок в этих науках.
Олег Балановский рассказывает, как он сам «подвергся генетической дискриминации — зашел на форум ДНК-генеалогии сообщить о своих данных по гаплогруппе R1a. Немедленно был спрошен, какова моя собственная гаплогруппа. Она оказалась иной, и я получил от имени всех членов «рода» запрещение изучать их гаплогруппу».
В российско-украинском конфликте виноваты генетики
Генетики говорят о сложной генетической структуре популяций, «о сложности этногенетического процесса, выносящего за грань науки все рассуждения о «чистых этносах» и «чистых культурах».
И подчеркивают, что между этносами нет генетических барьеров.
Противостояние генетики и ДНК-генеалогии недавно неожиданно приобрело политический оттенок. В своем посте «Кто делает из Украины изолированный остров» Клёсов обвинил сотрудников лаборатории популяционной генетики человека в том, что они утверждают, будто между русским, украинским и белорусским народами мало общего.
А это, по его интерпретации, вовсе не безобидно, «из-за подобных фокусов кровь порой проливается».
«Но мы показали ровно обратное, — говорит Елена Балановская, —
наши карты указывают на сходство генофондов русских, украинцев и белорусов по Y-хромосоме».
К сожалению, на «круглом столе» профессиональных генетиков и антропологов никто слушать не хотел — хорошо, хоть не побили.