Проблема замедления старения и увеличения продолжительности жизни занимает умы авторитетных ученых во всем мире. Но где же еще искать секрет вечной молодости, как не у долгожителей? Сегодня на планете живут 74 человека, которые перешагнули рубеж своего 110-летия. В надежде прочитать наследственный код долгожительства ученые обратились к их геному.
Раз им удалось прожить так долго, значит, они счастливо избежали тех возрастных болезней, которые поражают остальных: кого в 80 лет, кого в 70, а некоторых и еще раньше.
Влияние генов подтверждается теми фактами, что долгожительство носит семейный характер. Если человеку за 100, то чаще всего, по крайней мере, один из его родителей прожил долго, и его дети могут на это рассчитывать. Интересно, что по характеру образа жизни, включая потребление алкоголя, курение, питание и физическую активность, достоверной разницы между столетними и остальной популяцией не наблюдается.
К генам долгожителей ученые обращаются, естественно, не впервые. Ранее удалось найти генетические вариации (полиморфизмы), благоприятствующие долгой жизни в популяции 95-летних и старше. О том, что удалось найти участки в геноме, ассоциированные с долгожительством, «Газете.Ru» рассказывал и профессор Университета Болоньи в Италии Клаудио Франческо.
Теперь же исследователи из Стэнфордского университета и их коллеги из других университетов США и Австралии решили обратиться к самым-самым старым людям на планете.
Они секвенировали геном 17 сверхдолгожителей, людей в возрасте 110 лет и старше. Среди них были 16 женщин — самой старшей 116 лет — и один мужчина.
Для чистоты эксперимента в основной генетический анализ включили геномы 13 женщин европейского происхождения, исключив двух латиноамериканок, одну афроамериканку и одного мужчину.
Из всего набора возрастных болезней только у одной женщины была диагностирована болезнь Альцгеймера, а у мужчины — рак. Никто не страдал ни от заболеваний сердца и сосудов, ни от диабета. Большинство были в хорошей физической форме и работоспособны: одна женщина до 103 лет работала врачом, другая до 107 лет водила машину.
Ученые исходно предположили, что в геноме сверхдолгожителей могут быть редкие генетические варианты, которых почти не встречается в основной популяции. И в ходе анализа пытались эти редкие варианты найти.
Но, вопреки ожиданиям, редких генетических вариантов, которые бы отличали долгожителей среди прочих людей, биологи не обнаружили.
Единственный ген, за который ученые ожидают как-то зацепиться, был ген TSHZ3 (участвует в развитии нервной системы), но из-за малого количества данных они не могут сделать однозначные выводы о его вариантах, способствующих долгожительству.
Затем генетики стали выяснять, есть ли в геноме сверхдолгожителей какие-то патологические варианты генов. Для этого использовали обширную базу мутаций, связанных с болезнями у человека. У одной долгожительницы они нашли мутацию, которая должна была привести к смертельно опасной патологии правого желудочка сердца.
Тем не менее ее обладательница в возрасте 110 лет на сердце не жаловалась. Значит, за все это время данная мутация не проявила свой вредоносный характер и не привела к кардиопатии.
Результаты исследований «Газете.Ru» прокомментировал доктор биологических наук Алексей Москалев, заведующий лабораторией молекулярной радиобиологии и геронтологии Института биологии Коми УроРАН, заведующий лабораторией продолжительности жизни и старения МФТИ.
«Согласно гипотезе демографической селекции, в той части популяции, которая характеризуется долгожительством, могут быть утрачены варианты генов (аллели), определяющие преждевременную смертность от заболеваний, связанных с возрастом, или, напротив, накоплены генетические варианты, связанные с замедлением старения и повышенной стрессоустойчивостью. Однако исследования последнего времени, выполненные Томасом Перлсом с коллегами в Бостоне, Ниром Барзилаем и Юсин Су в Бронксе, а теперь и Стюартом Кимом с коллегами в Лос-Анджелесе, не выявили каких-либо заметных генетических отличий людей, живущих более 110 лет.
У некоторых из них даже найдены генетические варианты, которые ассоциировались с очень высоким риском сердечно-сосудистых патологий или большой вероятностью возникновения опухолей.
Многие исследователи, в том числе и я, все больше склоняются к точке зрения, что долгожительство у человека определяется не какими-либо редкими аллелями (мутантным состоянием гена), а эпиаллелями, которые обусловлены особым расположением участков метилирования геномной ДНК.
Однако эпигеном «супердолгожителей» до сих пор остается неисследованным, и здесь нас еще ждут новые захватывающие открытия», — подытожил российский ученый.