В 2.00 мск 26 октября жителям столицы часы нужно будет перевести на один час назад — так будет осуществлен переход России на зимнее время. И этот перевод стрелок станет финальным аккордом: согласно закону «Об исчислении времени», часы больше переводиться не будут. А проснется Россия уже с одиннадцатью часовыми зонами вместо девяти. По московскому времени будут жить 52 региона, в том числе и вновь обретенные Крым и город федерального значения Севастополь.
Инициатором отмены зимнего времени в 2011 году стал тогдашний президент России Дмитрий Медведев. Эту его инициативу, как и многие другие, аннулировали в июне 2014 года.
Решение внести поправки в президентскую концепцию было принято на основании экспертных оценок. Так, объективные исследования Роспотребнадзора говорят о том, что с 2011 года увеличились вызовы «скорой помощи», выявлены негативные влияния на все системы организма людей, в особенности детей. Кроме того, определенное негативное воздействие отмена зимнего времени оказала и на животных, отчего пострадали фермеры. Наконец, свой вердикт вынесло Министерство промышленности, в котором посчитали, что никаких положительных эффектов от отмены зимнего времени не было. Более того, выяснилось, что никакой энергетической экономии также нет.
Внести изменения в закон предложил депутат от ЛДПР Сергей Калашников, глава комитета по охране здоровья. Закон быстро одобрили в трех чтениях, затем в его поддержку высказались в Совете Федерации, а уже 22 июля его подписал президент России Владимир Путин.
«Этот закон как раз и предназначен для того, чтобы привести жизнь людей в соответствие с природой. Речь идет не о том, чтобы вечером появился один лишний светлый час, а о проблеме, когда человек встает в десять утра и смотрит: за окном темно», — рассказывал «Газете.Ru» Сергей Калашников.
Тем не менее ученые критически относятся как к происшедшим в 2011 году изменениям, так и к инициативам, который включает в себя новый законопроект.
«Когда ввели медведевское время, в Новосибирской области и Удмуртии у детей достоверно участились заболевания желудочно-кишечного тракта и другие болезни», — утверждал доктор биологических наук Владимир Ковальзон, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН.
По мнению Ковальзона, система, которая была в советское время (декретное время), которая опережает солнце на час, плоха, так как «никакой экономии при этом не достигается». Так же, по его мнению, плоха и система перевода на зимнее и летнее время, которую ввели при председателе Совета министров СССР Николае Тихонове в 1981 году.
В то же время астроном Олег Угольников в лекции для «Газеты.Ru» наглядно объяснил, чем для России чреват перевод стрелок на один час назад «раз и навсегда».
«Ответ состоит в том, что зимой все равно придется вставать в темноте, а «выигранный» час попадет уже на начало рабочего времени, когда смысла особого в нем уже нет.
Отрезок подъема при солнечном свете увеличится только на два месяца, как я уже и писал в статье. Причем все эти эффекты можно было бы снять вводом сезонного зимнего времени, как это делается во многих странах мира», — сказал он.
«Насчет светлых вечеров — они были после окончания рабочего дня уже в феврале. В конце апреля светло до 21 часа. В случае реформы будет светло только до 20 часов — мы потеряем очень нужный светлый вечерний час. Он перейдет на интервал 5–6 часов утром, где он абсолютно никому не нужен», — добавил Угольников.
Грядущий перевод стрелок не решает всех проблем, которые действительно имеются. На деле он является заменой одной неправильной инициативы другой неправильной инициативой.