Драконы дрессировке поддаются

Ученые доказали, что рептилии учатся новым приемам, глядя друг на друга

Павел Котляр
Британские ученые научили австралийских драконов открывать дверь. Как выяснилось, имитировать поведение сородичей могут не только люди и обезьяны, но и гады.

Если, зайдя к другу в гости, вы столкнетесь с тем, что дверь вам вдруг откроет его домашний дракон, не удивляйтесь. Ученые доказали, что эти огромные ящеры способны к социальному обучению и их несложно натренировать для выполнения несложных действий.

Долгое время считалось, что способность приобретать новый опыт, наблюдая за поведением сородичей, почти исключительно свойство человека разумного. Имитация является основой социального обучения и базой для распространения культуры.
Эксперименты биологов показали,

что к «истинной имитации» склонны также развитые приматы, например шимпанзе, и некоторые виды птиц.

Некоторые считают, что человека по праву можно было бы называть Homo imitans, человек подражающий. Однако биологи, изучающие поведенческие особенности животных, проводят строгую границу между имитацией и подражанием. Имитацией называется повторение какого-то движения или трюка, при котором животное понимает его смысл и к чему оно приведет. При подражании животное просто копирует чье-то поведение или движения, не понимая их смысл: так, например, попугай повторяет за хозяином его слова.

Ученые из Университета Линкольна (Британия) решили выяснить, способны ли к истинной имитации представители другого класса животных — пресмыкающихся, которых не без основания считают откровенно туповатыми по сравнению с млекопитающими и птицами. Млекопитающие и пресмыкающиеся имеют общего древнего предка, поэтому изучение общих и разных черт в их поведении проливает свет и на нашу собственную эволюцию сознания.

Выбор ученых пал на бородатого дракона (бородатая агама) Pogona vitticeps, который обитает в засушливых пустынях Австралии. Свое название этот крупный дракон получил из-за своеобразного шейного мешка, который животные раздувают при опасности или во время заигрывания. В эксперименте принимали участие 12 драконов, которых раньше не использовали в опытах на сообразительность.

Одного из них использовали как тренера: он привык открывать подвижную дверцу, чтобы проникнуть в отверстие и достать еду — извивающегося червяка. Дверца скользила влево и вправо по горизонтальным направляющим, так

что для ее открытия дракону необходимо применить передние лапы и голову.

Остальных рептилий ученые разделили на экспериментальную и контрольную группы. Ящеры из первой наблюдали за тем, как демонстратор отодвигает дверцу, а затем сами успешно повторяли это движение.

При этом никто из драконов контрольной группы, которые не видели до этого демонстратора, с задачей не справился. Оказалось, что скользящее движение головой по двери наблюдалось у всех членов экспериментальной группы, и ни одного — из контрольной.

А раз этот трюк показал демонстратор, значит, решили ученые, это не было спонтанным движением.

«Это вкупе с разницей в поведении между экспериментальной и контрольной группами указывает, что обучение через имитацию, скорее всего, основано на древних механизмах. Эти результаты дали первые свидетельства имитации у рептилий и говорят о том, что они могут использовать социальную информацию посредством имитации», — считает доктор Анна Уилкинсон, автор исследования, опубликованного в журнале Animal Cognition.