Книги для всех
В 1905 году в первом в Российской империи научно-популярном издательстве Mathesis была опубликована книга американского профессора Саймона Ньюкома «Астрономия для всех» (с этой книгой и другими книгами издательства можно ознакомиться на запущенном на днях специальном сайте). В сопровождающем книгу предисловии основатель издательства астроном Артемий Робертович Орбинский написал: «Для той страны, где половина населения еще не умеет читать, такая вещь, как книга с заголовком «для всех», является внутренним противоречием. И, сердечно напутствуя эту книгу пожеланием найти многих читателей, я присоединю еще и то пожелание, чтобы скорее настало на Руси то время, когда такими книгами сможет пользоваться и наслаждаться действительно каждый».
Статистика, которой Министерство образования и науки Российской Федерации поделилось с «Газетой.Ru» в канун учебного года — 2014/2015, говорит о том, что такое время действительно настало: большинство российских детей при поступлении в первый класс уже умеют считать (84,4%), читать (82,3%) и писать (57,4%).
При этом каждый четвертый имеет навыки владения компьютером, 7,8% умеют пользоваться интернетом, а 6,3% даже владеют в определенной степени иностранным языком.
Впрочем, как отмечают организаторы мониторинга ФЦПРО (Федеральная целевая программа развития образования), который включил в себя результаты опрос 1200 родителей школьников по всей России, уровень дошкольной подготовки неравномерен. У детей, проживающих в мегаполисах, областных и краевых центрах, он выше, порой значительно, чем в районных центрах и селах. Если в областных центрах до поступления в первый класс 90,8% детей умели читать, 67,3% — писать, 88,2% — считать, то на селе детей с такими навыками соответственно было 69,4%, 52,8% и 79,8%.
Интересно сравнить результаты для школьников с результатами для взрослых. Их «Газета.Ru» взяла из данных программы международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assesment of Adult Competences, PIAAC) — в этом исследовании приняли участие более 157 тыс. респондентов из 24 стран — участниц и партнеров Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); от России тестировалось более 5 тыс. человек в возрасте от 16 до 65 лет из почти 100 населенных пунктов. Оказалось, что по грамотности в области чтения россияне превосходят средний балл стран — членов ОЭСР, который равен 273.
Россия показала результат 275 баллов, обогнав по данному показателю, например, США, Францию и Великобританию.
Тройку лидеров составили Япония (296), Финляндия (288) и Нидерланды (284).
Есть ли доступ к учебникам
По мнению опрошенных родителей, подавляющее большинство российских школьников (91,9%) имеют доступ к качественным учебникам по всем дисциплинам. 7,2% считают, что по большинству предметов доступ есть, за исключением некоторых предметов.
Лишь 1% респондентов полагает, что по большинству предметов у их детей нет доступа к хорошим учебникам.
Интересно, что в зависимости от региона оценка степени обеспеченности школьников качественными учебниками разнится. В Москве почти 100% опрошенных родителей выразили уверенность в том, что их дети имеют доступ к качественным учебникам по всем предметам. Также о хорошей обеспеченности учебниками говорят родители в Северо-Западном федеральном округе (97,2%). В то же время в самом Санкт-Петербурге мнение об обеспеченности школьников качественным ученика разделяют значительно меньше респондентов – 83,3%.
Родители, указавшие, что у школьников нет доступа к качественным учебникам, чаще всего в качестве проблемных называли такие дисциплины, как русский язык, английский язык, литература (20%), математика, физика, химия (14%); история, обществоведение, география, мировая художественная культура, право, экономика (6%), биология, экология, естествознание (6%); технология, проектная деятельность (2%); информатика, программирование (1%).
Астрономии в этом списке нет, впрочем и в школах она больше не является обязательным предметом.
Уровень компьютерной грамотности современных школьников довольно высок: почти все они владеют компьютером (по мнению родителей, 30,8% владеют в совершенстве) и умеют работать в интернете (87,7%).
94,4% школьников, по словам опрошенных родителей, имеют возможность работать на компьютере дома. Наиболее высока оснащенность компьютерами в семьях, проживающих в мегаполисах (в каждом доме есть компьютер) и областных центрах, где только 0,8% семей не имеют компьютера. В районных центрах нет компьютера у 4,1% семей, в селах – у 2,4%.
38,1% школьников работают дома с электронными учебниками, 11,6% из них работают часто, больше половины детей с электронными учебниками не работают (55,7%). Наибольшая доля школьников, работающих с электронными учебниками, опять же проживает в мегаполисах — больше половины, каждый пятый работает часто; на селе – лишь треть, и всего 6,1% работают часто. Наиболее интенсивно используются электронные учебники учащимися специализированных школ.
По данным PIAAC, взрослое население России демонстрирует относительно низкий уровень владения информационными технологиями: больше 48,5% россиян совсем не владеют навыками решения задач с помощью цифровых технологий.
Высокий уровень компетентности в этом разделе показали лишь 25,9% взрослых. «В нашей стране среди взрослых, имеющих минимальные компьютерные навыки, необходимые для проведения процедуры компьютерного тестирования, 40,5% находятся на самом низком уровне по шкале компетенций в области решения задач в технологически насыщенной среде», — говорится в анализе PIAAC.
В Минобрнауки с удовлетворением отмечают, что родители «начинают постепенно понимать преимущества сравнительно новой для России системы оценки знаний» – Единого государственного экзамена. В ведомстве напомнили, что введение ЕГЭ было призвано снизить уровень коррупции в образовательной сфере, повысить доступность высшего образования, исключив субъективность при прохождении экзамена.
По данным фонда «Общественное мнение», в 2013 году, по мнению 37% россиян, после введения ЕГЭ уровень знаний учеников снизился, 16% считают, что он стал выше. 64% опрошенных полагают, что прежняя система позволяла оценить знания объективнее. По результатам опроса ВЦИОМ, новую систему предпочли бы 26%, а 57% признались, что для своих детей/внуков предпочли бы экзамены по прежней схеме.
По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, который был активным противником введения ЕГЭ, «мы должны корректировать и дальше свое отношение к единому государственному экзамену». «Мы должны давать больше простора для творческих испытаний и очень серьезное внимание уделять олимпиадам, — говорил Садовничий в ходе онлайн-интервью «Газете.Ru». — И, конечно, сам процесс ЕГЭ должен постепенно адаптироваться, переходя на тестирование в младших классах, а в 8–9-х классах будет накапливаться такое портфолио. И, естественно, я очень приветствую введение сочинения. Это еще одна из форм, когда можно увидеть истинное знание абитуриента и его умение рассуждать. Я очень бы приветствовал аналогичное введение экзамена по истории. Это тоже предмет, где нельзя простыми ответами на вопросы (или тестированием) понять позицию человека, как он понимает исторический процесс, исторические явления: это все требует специальных объяснений и другого способа приема экзаменов».
Согласно исследованию, в среднем ребенок на дорогу от дома до школы тратит 13 минут. Меньше всего времени на это уходит у школьников Санкт-Петербурга – около 11 минут, больше всего — у школьников Северо-Кавказского федерального округа, 16 минут.
Большинство российских школьников добираются до школы пешком. Среди старшеклассников таковых 81%, среди первоклассников – 80,5%. На автомобиле чаще всего родители подвозят в школу учеников первого и второго классов (соответственно 20,4% и 21,7%), старшеклассников – реже (9,5% — 11-й класс). Чаще всего пешком ходят дети в обычную школу (83,8%), в гимназию и специализированные школы – реже. Среди гимназистов 22% пользуются общественным транспортом, среди учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка – 11,8%, среди учащихся школ с углубленным изучением математики – 19,2%. Детей обычных школ родители редко подвозят на автомобиле (11%), тогда как обучающихся в гимназии – каждого четвертого, обучающихся в школах с углубленным изучением математики – каждого пятого, учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка – более трети.
В канун нового учебного года департамент образования города Москвы обнародовал новый рейтинг столичных школ. По сравнению с предыдущим учебным годом тройка лидеров не изменилась: возглавляет рейтинг школа №1535 в Хамовниках, «серебро» у расположенного на Западе Москвы СУНЦ МГУ, третье место заняла школа №179 Московского института открытого образования, расположенная в центре города.
«Критерии рейтинга у нас традиционные, и принципы построения рейтинга образовательных достижений — это оценка вклада каждой школы в достижение максимальным количеством учащихся Москвы массовых хороших высоких образовательных результатов, — пояснил директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. — Оценивается то, что от школы ждет город, ждет каждая московская семья. Рейтинг формируется на принципах прозрачности и открытости. Все данные подсчитываются на основании сведений, которые содержатся в основных городских информационных системах образования, накапливаются в течение всего учебного года. Это результаты и олимпиад, и диагностик, ЕГЭ, ГИА. Школа в конце года просто получает распечатку своих результатов — подробный расчет своего рейтинга, который представляет собой своеобразный анализ итогов работы школы за год в проекции на показатели рейтинга.
Компьютеризация наступает
ЕГЭ нравится все больше
Дорога к знаниям
Правильную ли школу выбрали
Критерии рейтинга сбалансированы путем математического моделирования исходя из того, что интегральные ресурсы, которые тратит школа на достижение тех или иных результатов в разных направлениях, должны быть соизмеримы».
Ященко также уточнил критерии оценки образовательных результатов московских школ. Первый критерий — это эффективность работы по качественному массовому среднему образованию, где оцениваются результаты ЕГЭ и ОГЭ. Следующий критерий — эффективность работы по развитию одаренности максимального количества учащихся, где оцениваются результаты на Московской олимпиаде школьников и на заключительном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников.
«Мы стимулируем школы этим показателем раскрывать талант в каждом. Главная задача школы в развитии таланта – это раскрыть талант в каждом, дать возможность каждому московскому ребенку себя проявить. Мы гордимся тем, что у нас уже практически под 700 школ дали хотя бы одного победителя или призера уровня не ниже регионального», — отметил Иван Ященко.