В среду глава Министерства образования и науки России Дмитрий Ливанов заявил об отказе от идеи ввести в школах России единый учебник по истории.
«У нас единого учебника истории, скорее всего, не будет. У нас единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. И они сейчас активно разрабатываются. И это совершенно не означает, что это будет один-единственный учебник. Конечно, каждый из этих учебников, которые будут написаны, будет проходить экспертизу, общественную и профессиональную. Но мы сегодня не исходим из этого, что это обязательно будет единственный учебник. В той же степени это можно отнести и к другим школьным учебникам», — сообщил министр.
В Минобрнауки на просьбу более подробно прокомментировать заявление Дмитрия Ливанова «Газете.Ru» уточнили, что суть проекта от этого не меняется: «Просто будет единая концепция. А самих книг будет несколько».
При этом глава департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева отметила, что комментарии некоторых депутатов Госдумы о том, что заявление Ливанова означает невыполнение ведомством указа президента России о создании единого учебника истории, не соответствует действительности:
«О том, что мы отказались от выполнения поручения президента, речи не идет. Мы как работали над этим, так и будем работать».
Ранее Дмитрий Ливанов заявлял, что на создание нового учебника истории уйдет полтора-два года, то есть школы должны получить его в 2016 году. Однако уже в нынешнем году учителя начнут проходить курсы повышения квалификации в соответствии с новой концепцией преподавания истории.
Проект по созданию единого учебника истории России начался в феврале 2013 года, когда президент Владимир Путин заявил, что считает необходимым разработать для средней школы единые учебники истории России, которые будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований. Была создана рабочая группа, которая занималась разработкой концепции и созданием единого учебника, ее руководителем стал академик РАН Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории.
С ее представителями Владимир Путин встретился в январе 2014 года. Президент заявил тогда, что задача школьного курса истории — дать учащимся единые фундаментальные знания о ключевых фактах истории страны, о деятельности выдающихся соотечественников. «С этим у нас подчас возникают большие проблемы, и мы сами вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками. Зачем мы это делаем, мне непонятно. Ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом более чем за тысячу лет», — сказал тогда президент.
Ученые-историки и члены рабочей группы, к которым «Газета.Ru» обратилась за комментарием, обратили внимание на то, что все шло к отказу от единого учебника истории в пользу единой концепции.
«Сама концепция мало отличается от существующих и принятых сейчас разработок, просто с ее официальным оформлением у министерства может появиться формальная возможность отфильтровывать сомнительные, с его точки зрения, проекты», — заметил источник, знакомый с ситуацией.
По мнению собеседников «Газеты.Ru», одна из проблем создания единого учебника истории — это традиционная «москвоцентричность» исторического нарратива. «Возникает огромная сложность: как преподавать историю регионов «до России», как делать местные акценты (в Поволжье, на Урале и т.д.). Естественно, что вместить все региональные компоненты в единый учебник невозможно, и это все понимали, — сообщил «Газете.Ru» источник. — Плюс — традиционно на первый план в историческом повествовании выходили политическая и социально-экономическая история, а история культуры и повседневности оказывалась на вторых ролях; концепция хотела было от этого отказаться, но в подробном описании структуры будущего учебника все равно преобладали политические и экономические события».
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории была представлена летом нынешнего года, с ней можно ознакомиться, к примеру, на сайте Российского исторического общества. Согласно документу, будет произведена замена некоторых терминов, которые были общеприняты в советское время или сразу в первые годы после распада СССР. Так, вместо татаро-монгольского ига в концепции говорится о системе зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
События октября 1917 года, которые в СССР назывались Великой Октябрьской социалистической революцией, а после 1991 года – Октябрьской переворот, теперь будут называться Великая российская революция 1917 года.
Последние исторические события, о которых говорится в концепции, произошли в 2014 году. Это зимняя Олимпиада в Сочи и договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав России.
Завершается концепция перечнем так называемых трудных вопросов истории России. По мнению старшего научного сотрудника Института российской истории РАН Виталия Тихонова, эти вопросы будут полно раскрыты, причем, возможно, с помощью дополнительных материалов. «С большой вероятностью можно ждать, что параллельно с учебниками будут появляться дополнительные материалы — например, сборники для учителей по «трудным вопросам российской истории», — предположил ученый.