Для активистов сетевого сообщества «Диссернет» профессоров Михаила Гельфанда и Андрея Ростовцева вчерашняя поездка с целью рассказать о своей работе оказалась самой необычной за почти двухгодичную историю разоблачений политиков, чиновников и общественных деятелей, решивших обрасти научной степенью. Еще бы, в этот раз неудобных разоблачителей пригласили выступить не на научном семинаре, а на молодежном форуме «Селигер» перед начинающими специалистами в области юриспруденции — студентами и преподавателями, приехавшими из разных городов.
Пикантности ситуации добавляло и то, что золотой фонд коллекции «Диссернета» составляют высокопоставленные лица, которые сами нередко заглядывают на самый известный в России молодежный форум.
Гостей у шлагбаума лагеря встречают угрюмые, с обветренными лицами стражи, которые проверяют бейджики у входящих и выходящих за шлагбаум.
«Говорят, набрали по соседним деревням чуть не бомжей», — скажет позднее корреспонденту «Газеты.Ru» один из жителей лагеря.
Приехавших гостей завели под специальный навес, где еще более специальный аппарат фотографирует гостей. А затем приехавшим выдается самая что ни на есть специальная карточка. Небыстрое оформление посетителей происходит на фоне задорного матерка, с которым снаружи подростки гоняют в футбол.
— А у нас на форуме не курят, наказывают за это, — между делом сообщила встречающая девушка Гельфанду, не расстающемуся со своей трубкой.
— А нам говорили, что тут матом не ругаются, а мы слово незнакомое услышали, — парировал ученый.
— Наверное, это слово из юриспруденции было, — не растерялась девушка и под звонкое футбольно-юридическое нецензурное слово на вторую букву алфавита повела диссернетовцев знакомиться с форумом.
Из пятисот юристов, пребывающих сейчас на «Селигере», желание послушать о «Диссернете» изъявили около двух десятков человек, но и из них половина не дошла до мероприятия, ибо безопасность на форуме превыше всего: их не пустили перед приближающейся грозой. По той же причине в павильоне, где планировалась презентация, был отключен свет, и известному ученому, проделавшему немалый путь из Москвы, пришлось показывать слайды десятку человек на экране ноутбука.
Рассказ о мире фальшивых диссертаций Гельфанд начал с отчета Межгосударственного авиационного комитета, согласно которому второй пилот разбившегося не так давно во Внуково лайнера попросту не знал английского, а его сертификат о владении языком оказался поддельным. В этот момент лекцию прервал охранник лагеря, который вошел в павильон и в ультимативной форме потребовал прекратить массовое мероприятие, поскольку выдано штормовое предупреждение.
В ходе словесной перепалки охранник потребовал у лектора показать бейджик с явным намерением выдворить его за пределы форума.
Продолжить лекцию пришлось уже среди расставленных палаток под тентом и потеснить жителей форума, принимавших пищу. Молодые юристы были немало удивлены объемами найденных в стране фабрик по штампованию околонаучной липы: было видно, что из десятка оставшихся слушателей никто не слышал про «Диссернет».
— Да как же так, а вы про это где-то рассказываете? — чуть не вскочил молодой парень, увидев кустарники липы и рейтинг университетов по объему производимого фальшака.
Под удивленные возгласы и хохот Гельфанд рассказывал про научные свершения губернаторов Московской и Тульской областей, уполномоченного по правам детей и другие знаменитые кейсы «Диссернета».
Тем временем вокруг протекала привычная форумская жизнь: кто-то гремел миской, кто-то рубил дрова, по тенту моросил дождь, а три юные студентки, озираясь, курили у костра. По словам преподавательницы Рязанского педуниверситета Любови, она была поражена объемами заимствований в диссертациях, несмотря на то что сама в работе использует систему «Антиплагиат».
«У нас, конечно, и самих случается, что студент-троечник приносит диплом и мы видим, что не он его писал, но то, что нам показали, — это позор», — сказала она.