Следить за модой, делать татуировки, проделывать над собственным телом невероятные эксперименты, зачастую не имеющие никакой практической пользы, — свойство, присущее не только человеку, выяснили немецкие зоологи, в течение долгого времени наблюдавшие за шимпанзе в одном из национальных парков Замбии.
Все началось с шимпанзе Джули, которая в 2010 году просто так воткнула себе в ухо длинную соломинку, подобранную на земле. С соломинкой она продолжала свои обычные действия — приводить в порядок шерсть, играть, заниматься поиском корма. Причем на глазах у исследователей под руководством Эдвина ван Лиуэна делала она это без видимых причин и неоднократно.
Однако ученых удивил не столько этот эпизод немотивированного поведения одной особи, а то, что вслед за своей соплеменницей дурачеством с травой стали заниматься другие представители ее группы.
Впоследствии 8 из 12 особей ее группы стали то и дело запихивать себе в ухо травинки, продолжая заниматься повседневными заботами.
И эта мания продолжилась даже после того, как Джули умерла.
По словам ученых из Института психолингвистики имени Макса Планка (Нидерланды), опубликовавших исследование в журнале Animal Cognition, странное наблюдение может доказывать то, что шимпанзе склонны к проявлению того, что в человеческом обществе называется модой или даже культурой.
«Это отражает склонность шимпанзе активно исследовать и учиться поведению у других членов их группы, чтобы получать биологически релевантную информацию. Факт того, что это поведение может быть случайным и длиться дольше, чем у его изобретателя, говорит о культурном потенциале шимпанзе», — считает автор исследования доктор ван Лиуэн.
Каждый раз, когда ученый приезжал навестить эту группу обезьян, он видел, что любовь к травинкам в ушах не проходит с течением времени. Чтобы исследовать механизмы заимствования поведенческих навыков от одной особи к другой, ученые засняли и отсмотрели 700 часов видео с общением шимпанзе внутри стаи. При этом наблюдения велись не только в той группе, где зародилась причуда, но и в трех других соседних группах.
Оказалось, что в остальных семействах ничего подобного не происходило. Первым засовывать соломинки стал Джек, сын Джули, потом это стало нравиться Кейти, Мираклу и Вэлу, с которыми она постоянно общалась.
Мода на травинки в ушах настолько закрепилась в стае, что в любой момент времени как минимум две особи шимпанзе из группы носили их в ушах.
Ученые считают, что полученные данные свидетельствуют о наличии в социальной среде шимпанзе аналога моды, связанного с привычкой подражать пусть иногда иррациональному поведению своих сородичей.
«Для любой из причуд, рождающихся в человеческих субкультурах, могут быть проведены параллели с этим ношением травинок в ушах. Больше всего меня изумило то, насколько мотивированы шимпанзе, стараясь подражать поведению своих сородичей. Это показывает, как просто отдельное проявление поведения может распространиться в группе, образуя разнообразие между группами, которые мы часто называем культурными. Нельзя поставить эксперимент, который более четко сможет показать это», — считает ученый.