Пресловутые «черные ящики», разговоры о которых начинаются после каждой громкой авиакатастрофы, используются в авиации не так давно. Беспристрастно фиксировать параметры полета в 1957 году впервые догадался австралийский ученый Дэвид Уоррен после крушения первого в мире реактивного пассажирского лайнера «Комета».
С тех пор самописцы устанавливаются на все лайнеры и уже помогли спасти тысячи жизней.
— Сколько самописцев может быть на борту современного лайнера?
— Про каждый не знаю, но на этом как минимум восемь. Во-первых, там есть разделение по функциям – какой из них что пишет, во-вторых, есть дублирование информации, двух-, трехкратное резервирование. Насколько я знаю, в «трех семерках» совершенно огромный объем информации записывается – за полет около терабайта.
— Какого характера информация записывается?
— Поступает большой объем данных о всех системах самолета. О двигателе, причем не просто о двигателе, но и о работе различных комплектующих, установленных на нем, и о многих других системах самолета. Плюс, если на самолете установлено соответствующее оборудование, эти данные в онлайн-режиме передаются на землю (система ACARS). В самой кабине есть речевой самописец, который записывает все переговоры экипажа.
Поэтому все действия экипажа, относящиеся к управлению самолетом, комментируются вслух.
— Ответы диспетчеров также присутствуют на записи?
— Обязательно, причем переговоры записываются с двух сторон – на наземном центре управления полетами и в кабине.
— По вашему мнению, как расшифровка самописцев Boeing 777 может пролить свет на то, что случилось?
— Я боюсь, что вообще не прольет никакого света, потому что на самописцы записываются исключительно параметры работы самолета. Это может пролить свет только в ответе на вопрос, были ли у самолета технические проблемы и не упал ли он сам. А поскольку, скорее всего, это не так, и самолет подвергся мощному воздействию, то расшифровка ничего не даст. Даже если будет зафиксировано столкновение с поражающим элементом, на этом все и закончится.
Понятно, что по бортовым самописцам установить, кто выпустил ракету, невозможно.
— А узнать, почему самолет отвели севернее обычных маршрутов?
— А не факт, что его и отводили. Все разговоры о том, что самолет отвели севернее, ведутся на основе сравнения с предыдущими треками на flightradar24.com. Но что такое flightradar24? Это некое сообщество, которое собирает данные с наземных приемников. На лайнерах установлены транспондеры, которые вещают о положении самолета в пространстве и скорости. Любой человек при помощи приемника может получать эти данные и отправлять их на сервер. Проблема в том, что там, где приемников нет, а Луганская и Донецкая области – не самые популярные среди любителей авиации, то этот сайт строит маршрут, просто экстраполируя данные. Такие сайты даже иногда бесплатно раздают людям приемники там, где у них нет покрытия. Расшифровка может пролить свет на то, было ли действительно отклонение маршрута и чем это было вызвано: командой диспетчера или облетом чего-то.
Ведь его перевели и по высоте на эшелон 330, это могло зависеть от диспетчеров, текущего трафика, других факторов.
— Сегодня появились сообщения, что «черные ящики» будут расшифровывать в Британии. Насколько вообще легко фальсифицировать их показания?
— Фальсифицировать можно расшифровку. Но это не беда. Вопрос в фальсификации исходников, и здесь все зависит от того, насколько вы доверяете этой организации. Возможно, наиболее разумным было бы расшифровывать это под контролем ICAO, но, как правило, расследование проводит страна производства самолета (в данном случае США) и страна, на территории которой произошло авиационное происшествие.
Не знаю, почему выбрана Британия, я в этом особой логики не усматриваю.
Повторюсь, в нашем случае расшифровка может указать на то, что самолет был сбит, и позволит понять, почему он летел по этому маршруту.
— Вы не считаете, что тот, кто направил самолет в зону активных боевых действий, может быть признан виновным в убийстве?
— У меня есть ощущение, что Украина должна была закрыть воздушное пространство над районом боевых действий после получения информации о том, что у ополченцев есть «Бук». Когда у них были ПЗРК с потолком действия 3–4 тыс. метров, было все нормально. Когда появилось сообщение о появлении «Буков», надо было закрывать пространство, уведомлять ICAO, предупреждать соседние страны о том, что у ополченцев могут быть комплексы, способные добивать до транзитного коридора. Но не факт, что украинские авиавласти были в курсе этого.