— Как и при каких обстоятельствах вы впервые узнали про этот кратер, о котором сообщали и федеральные СМИ, и зарубежные издания во главе с Associated Press?
— Мне позвонили из департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), прислали ролики, появившиеся в интернете, и предложили участвовать в экспедиции по установлению происхождения кратера.
— Кто организовывал экспедицию к кратеру и кто принимал в ней участие?
— Экспедиция была оперативно организована по поручению губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина департаментом международных и внешнеэкономических связей ЯНАО под эгидой Российского центра освоения Арктики.
В экспедиции участвовали два научных сотрудника, кроме меня — старший научный сотрудник Ямало-Ненецкого научного центра изучения Арктики Андрей Владимирович Плеханов.
Также участвовал представитель от МЧС Вячеслав Леонидович Шоля и представители прессы: оператор ОГТРК Андрей Николаевич Науменко и эксперт пресс-службы губернатора ЯНАО Мария Алексеевна Зубинова.
— Какая была основная цель экспедиции?
— Основная цель — провести рекогносцировку и выяснить круг возможных версий образования кратера и исключить невозможные. А также оценить необходимость более детальных исследований в рамках следующей экспедиции.
— Сколько продолжалась экспедиция?
— Экспедиция заняла один день, и это было связано с тем, что достичь района можно только на вертолете, это очень дорогое удовольствие, и пришлось воспользоваться попутным рейсом, который доставил нас утром и вывез обратно вечером.
— Какие данные удалось собрать в ходе экспедиции? Какими методами и приборами это было сделано?
— Нам удалось провести некоторые приблизительные измерения размеров и проверить наличие отклонений в составе атмосферы над кратером и радиоактивности, а также глубины сезонного протаивания вблизи кратера и на разном расстоянии от него.
Размеры измерены с помощью GPS, рулетки, щупа (металлический штырь с ручкой в форме буквы «Т» для определения глубины до мерзлоты) и подручными средствами.
— Какие точные размеры кратера?
— Точные размеры без специального оборудования (которое мы просто не успели собрать, поскольку пришлось срочно воспользоваться попутным рейсом) установить невозможно, кроме того, они постоянно меняются — стенки, сложенные мерзлыми породами и подземным льдом, оттаивают под солнцем и при этом быстрее отступают в верхней части кратера, куда достигают солнечные лучи. С помощью GPS оконтурены внешние границы «бруствера», образовавшегося при выбросе газа и имеющего ширину в основании до 20 м. Определен диаметр всей формы вместе с бруствером (на снимках более светлый ободок вокруг черного кратера) в 60 метров. Сам кратер, расположенный внутри бруствера, видимо, имеет диаметр не более 30 м.
Глубина также точно не измерена, но есть основания полагать по результатам съемки портативной видеокамерой, опущенной в кратер, что она заведомо превышает 50 м, может достигать 70 м.
Надо учитывать, что стенки постоянно и постепенно оттаивают, и талая вода вместе с оттаявшей переувлажненной породой стекают вниз по стенкам и постепенно заполняют кратер, дно уже покрыто слоем оттаявшей породы (судя по значительной мутности воды) и водой, которая, видимо, со временем образует озеро.
— Каков возраст кратера?
— Есть признаки того, что он образовался недавно (неполностью заполнен водой, как другой кратер, опубликованный в интернете, свежие стенки), с другой стороны, по свежим листикам на кустах и по траве видно, что выброс материала («бруствер») уже существовал ранней весной. Так что, возможно, он образовался прошлой осенью или зимой.
— Есть ли уже однозначный ответ, как образовался кратер?
— Однозначного ответа нет, пока не будет проведено нормальное исследование с применением всевозможных научных методов.
Есть только наиболее непротиворечивое предположение, что это выброс скопления газа в результате краткосрочного значительного увеличения температуры мерзлых пород после потепления 2012 года.
— Планируется ли по итогам экспедиции сделать одну или несколько научных статей? В каких журналах? С учетом интереса к данному явлению со стороны СМИ и 2 млн просмотра ролика на YouTube может ли это быть публикация в Nature?
— На несколько статей материала не наберется. Одна обязательно планируется в «Докладах Академии наук». В журнал Nature попытаемся.