— Повестка дня актуализируется. Какая наблюдается преемственность между анекдотами старыми и новыми?
— На самом деле этот вопрос не такой тривиальный. Существуют разные типы анекдотических сюжетов. Конечно, при появлении любого trigger'a – социального ли, политического ли – тут же возникает большое количество шуток, зачастую спонтанных и придуманных ad hoc. Однако анекдоты на злобу дня могут появиться и другим путем.
Например, анекдот про Сталина позже может переделаться под Брежнева, затем под Ельцина, а потом и под Путина.
В традиции советских и постсоветских анекдотов существует устойчивый набор таких часто повторяющихся сюжетов. Я называю его ядром. Вероятность того, что сюжеты из ядра всплывут в народной памяти, в случае актуализации любых политических событий чрезвычайно высока.
— А какие анекдоты наиболее популярны?
— На этот вопрос в такой формулировке ответить невозможно. Можно сказать, какие анекдоты были популярны в том или ином сообществе в определенное время. В сети есть несколько резервуаров, в которых «варится» современный анекдот. Например, тематические сайты. Они не заточены под коммуникацию, это скорее площадка, инкубатор, для обработки текстов, где они либо трансформируются в удачный анекдот, либо нет.
В социальных сетях анекдот бытует по-другому: там он (если конечно, анекдот удачный) начинает размножаться, пользователи его репостят на своих страничках.
Например, в начале февраля 2014 года анекдоты, посвященные Олимпиаде, про коррупцию и репрессии стали чрезвычайно популярны именно в Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией):
— Чем отличается Олимпиада 1980 года от Олимпиады 2014-го?
– Тогда Мишку выпустили после.
или
– Почему закрыли телеканал «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов)?
– Потому что Песков неправильно понял вопрос Путина: «А нам на Олимпиаде дождь не помешает?»
В то же время на инкубаторных анекдотособирательных сайтах эти анекдоты совсем не пользовались полулярностью у читателей. При этом анекдоты про Путина и Кабаеву (самый известный из которых – Кабаева зажжет олимпийский огонь, а что ты сделал для своей девушки?) были популярны везде. Об олимпийских анекдотах подробнее здесь.
— А вот что вечно живо и актуально из анекдотов о Путине?
— Два из топ-5 устойчивых сюжетов именно о Путине — анекдоты про овощи и холодец, в которых президент предстает как холодный руководитель, ни в грош не ставящий своих подчиненных и не чурающийся карательных методов. Впервые я записала их около 2004 года, и они неизменно оказываются среди самых популярных:
Путин приходит со своими членами правительства в ресторан, и его спрашивают: «Владимир Владимирович, что вы будете?» — «Мясо». – «А овощи, Владимир Владимирович?» — «А овощи тоже будут мясо».
Путин открывает дверь холодильника, заглядывает туда и говорит холодцу: «Не трясись, я за йогуртом».
Об анекдотах о Путине периода 2003–2008 можно прочитать здесь.
— Кто выступает в качестве противников Путина в анекдотах?
— Есть анекдоты о Путине первой половины 2000-х годов. Там «коммуникативным противником» Путина выступал Буш или олигархи. Потом такие анекдоты стали появляться реже, а буквально в последние месяцы они снова стали возникать. Вот такой анекдот мне встретился буквально на днях и, что характерно, по-английски, хотя придуман он русскоязычным человеком — выдают ошибки. Путин здесь разговаривает с Обамой с позиции силы:
Оbama called Putin, Putin put his phone on the auto-answer mode:
The auto-answer text is:
«Hello, you're calling the president of Russia, Putin. Unfortunately I'm not able to answer you now.
If you want to surrender, click on: 1.
If you want to threaten me with new sanctions, click on: 2.
If you want to discuss the situation in Ukraine, click on: 3.
All buttons except the button 1, activate our intercontinental rockets Topol-M, good luck!»
Есть анекдоты про Путина и Януковича. Но в этих анекдотах Янукович не противник Путина — он его неудачный компаньон. После 2008 года понятным образом были популярны анекдоты о Путине и Медведеве, где Медведев изображался как марионетка Путина.
Во время публичного выступления Медведев выходит к микрофону, и тут референт ему шепчет: «Дмитрий Анатольевич, у вас на пиджаке какие-то ниточки». Голос Путина сверху: «Не трогать, это нужные ниточки».
— В связи с этим вспоминаются такие личности, как Рамзан Кадыров. Не становятся ли они героями каких-то анекдотов?
— Такой персонаж, как Кадыров, в анекдотах, распространенных не в закрытых сообществах, не встречается. Может быть, один раз мелькнул. Еще есть, например, Жириновский. Его поведение само по себе нарочито шутовское. Для него не нужно придумывать анекдот, можно и так посмотреть.
— А если мы обратимся к образам Путина, которые эксплуатируются в анекдотах, — они всегда одинаковые?
— В начале 2000-х в анекдотах Путин прежде всего чекист.
Путин поехал на встречу в Германии со Шрёдером и опоздал. И не пришел на встречу. Шрёдер заходит за ним в гостиницу и видит, что Путин держит руки в холодной воде, голову в холодильнике, и к сердцу прижимает раскаленный утюг. Изумленный Шрёдер спрашивает его, что это такое. И Путин ему говорит, что это потому, что у настоящего чекиста должны быть чистые руки, холодная голова, но горячее сердце.
Потом был период борьбы Путина с олигархами, где Путин уже представлен как жестокий и циничный руководитель, при этом выигрывающий коммуникативный поединок.
Приходит к Путину Ходорковский (признан в РФ иностранным агентом) и говорит [анекдот 2004 года]: «Владимир Владимирович, ну вот я там все отдал: деньги я отдал, ЮКОС отдал, с налоговой поделился — ну, может, я уже уеду за границу?» — «Ну как же, Михаил Борисович, а посидеть на дорожку?»
Но был один «эффективный менеджер», советам которого в анекдотах Путин следует. Сам анекдот тоже является переделанным:
Путину очень не нравится все, что происходит в стране, и он воскрешает Сталина. Сталин просыпается и приходит на заседание правительства. Выслушивает все доклады о ситуации в стране и говорит: «Ну, в общем, все понятно. Надо сделать две вещи. Первое — выкрасить Кремль в зеленый цвет. Второе — расстрелять всех, кто был на Болотной». Путин его спрашивает: «А почему в зеленый цвет?» — «Я рад, что по второму пункту вопросов не возникло».
— Какие наиболее популярные образы, помимо Владимира Владимировича, наиболее часто эксплуатируются в анекдотах?
— Как ни странно, «оживились» анекдоты о Сталине — как старые, ставшие уже классическими, так и совершенно новые сюжеты, появление которых еще 10 лет назад было невозможно.
Например, появился демотиватор, где показывается знаменитая фотография, на которой Сталин стоит в окружении своих соратников, и, по мере того как их репрессировали, они исчезали с этой фотографии. Финальная версия выглядит так: Сталин стоит вместе с наркомом Ежовым, которого позже тоже «удалят» (об истории этих фотографий написано в замечательной книге Дэвида Кинга: «Пропавшие комиссары. Фальсификация фотографий в сталинскую эпоху»).
А под демотиватором подпись: «Удалил из друзей». То есть обыгрываются соответственно тема репрессий 30-х годов и современная опция, возможная для Facebook, – удалить из друзей.
<6>
— Как мемы и демотиваторы взаимодействуют с анекдотом?
— Демотиватор можно считать одной из форм современного анекдота. Анекдот можно развернуть как демотиватор, однако не каждый демотиватор является анекдотом.
— Есть ли анекдоты про Януковича?
— Помните, когда на Красной площади поставили этот самый чемодан от Louis Vuitton? Был украинский анекдот, опубликованный кем-то во «ВКонтакте», я его перепостила у себя в Facebook, и через сутки весь Facebook был им заполнен — сотни перепостов.
Москали не понимают, что за чемодан стоит на Красной площади. Да они просто не понимают, что это Янукович перевозит вещи.
Анекдот оказался пророческим: в декабре 2013 года еще никто не мог предположить, что вскоре произойдет.
— Имеются ли анекдоты с нашими персонажами, но в иной политической реальности?
— Есть анекдот про Обаму и Чапаева, например.
У Обамы в кабинете висит портрет Чапаева. В бурке, с усами и шашкой наголо. И приезжает Лавров, Керри заводит его в кабинет, и Лавров видит этот портрет Чапаева в Овальном кабинете и впадает в совершеннейший шок. И спрашивает Обаму, почему портрет Чапаева. Обама говорит: «Я не знаю, кто это, но как он ненавидел белых!».
Между прочим, этот анекдот — переделка старого анекдота про Анджелу Дэвис.
— А актуальны ли сейчас анекдоты про партии, например, про «Единую Россию»?
— Анекдоты про «Единую Россию» стали появляться во второй половине 2000-х:
Выборы в Думу. Грязный, усталый шахтер вылезает из шахты, к нему подскакивает журналистка с магнитофоном, говорит: «Скажите, скажите, а за кого вы голосовали?» Молчание. Шахтер пытается как-то продохнуть. Журналистка не отстает. «Скажите, пожалуйста, за кого вы голосовали?». Шахтер пытается начать «Да зае…» — «Правильно, за «Единую Россию»!
— А что можно сказать про публичные выступления Путина, например во время «прямой линии»?
— Путин сам очень склонен к проявлениями черного юмора, что не могло не отразиться на создании анекдотов.
Например, его высказывание про жену на последней «прямой линии», когда его кто-то спросил, какие у него матримониальные планы. Тогда он сказал: «Сначала надо бывшую жену Людмилу Александровну выдать, а потом уже о себе подумать». Такая шутка очень жесткая, я бы сказала.
Количество шуток Путина в его публичных выступлениях за последнее время может свидетельствовать об опоре Путина на «патриотические низы». Если, например, король рассказывает крестьянину анекдот и крестьянин засмеется (а смеяться вместе могут только равные по социальному статусу), то король как бы ставит крестьянина на один с собой уровень, то есть приглашает крестьянина вступить в некий коммуникативный союз.
— Изменился ли способ передачи анекдотов изустно после появления интернета?
— У современного анекдота есть две формы. Они обе обладают своими драматическими и синтаксическими особенностями. Если мы рассказываем анекдот другу или мы пишем анекдот в блоге — мы делаем это по-разному. В конце 2000-х было понятно, что интернет-форма анекдота более популярна. А сейчас происходит обратный процесс: анекдот стал снова рассказываться на улицах.
Часто анекдот возникает внутри профессиональных групп и поэтому включает определенную терминологию. Например, среди физиков и химиков бытует такой анекдот о присоединении Крыма:
– Почему в России в марте так сильно похолодало?
– Потому что Россия адиабатически расширилась.
Или, например, такая шутка:
– Что такое когнитивный диссонанс?
– Это когда ты выходишь на митинг за референдум о присоединении к стране, в которой запрещены митинги и референдумы.
Соответственно, если ты не знаешь, что такое когнитивный диссонанс, то тебе будет трудно ее понять.
— Какие существуют методы исследования современного анекдота?
— Это зависит от того, какую задачу поставить. Взять, например, человека, который ходит на митинги к залу суда в поддержку узников Болотной или в поддержку Крыма, или против Крыма, и спросить его, а рассказывает ли он анекдоты. Вот один способ. И таким образом мы получим ответ на вопрос, как современные политические анекдоты вписываются вот в картину мира человека. Потом мы возьмем еще 50 таких интервью, так называемый кейс, и сравним.
Можно делать статистическое исследование: брать выборку, например по пользователям социальных сетей, и смотреть, как они распространяют анекдоты. Можно посмотреть популярность этих анекдотов и скорость их распространения в сети.