В середине 1930-х годов Советский Союз еще не был «братской семьей» из 15 «равноправных» республик, навеки сплоченных, если верить гимну 1944 года, «великой Русью». Тогда Союз составляли Россия, Украина, Белоруссия, единое федеративное Закавказье (в состав федерации входили Грузия, Азербайджан и Армения), Узбекистан и Туркмения.
Украина (как и Белоруссия) после Октября впервые получила свою государственность — при том, что ее границы существенно отличались от нынешних.
Крым входил в состав России на правах автономной республики (АССР), Закарпатье было частью Чехословакии. Территория нынешних западных областей Украины — Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской, Ровненской — входила в состав Польши. Черновицкая область (Северная Буковина) была частью Румынии. Также в состав Украины входила Молдавская АССР, включавшая в себя левобережье Днестра (примерно совпадала с границами нынешней непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР)).
Советская Украина имела заметные региональные различия: Левобережье Днепра (в первую очередь Донбасс) еще с имперских времен было крупным промышленным регионом. Причем значительная его часть после революции вошла в состав Донецко-Криворожской республики (ДКР), затем под давлением Ленина объединенной с УССР. Основой местной индустрией была металлургия. Правобережье было преимущественно аграрным.
Столицей Украины был Харьков, превратившийся в крупный индустриальный центр еще в имперские времена. Киев же формально являлся лишь областным центром. Вероятно, объяснялось это тем, что
в годы революции и Гражданской войны город не поддерживал большевиков.
А в последние годы существования Российской империи он и вовсе стал одним из центров русского национализма. Именно там происходило в 1911 году судебное разбирательство по «делу Бейлиса», существовал так называемый Киевский клуб русских националистов. С другой стороны, в городе существовал университет, который превратился в центр притяжения украинофильской интеллигенции (в нем, например, учился историк Михаил Грушевский, в будущем — автор идеи о раздельном этногенезе русских и украинцев). После бурного 1917 года Киев стал центром украинских небольшевистских национальных образований — там размещалась Центральная рада, в 1917 году провозгласившая создание Украинской народной республики (УНР). В 1918 году Киев был столицей Украинской державы, созданной Павлом Скоропадским под протекторатом Германии.
В Харькове создавалась полноценная столичная инфраструктура — была разбита огромная площадь Дзержинского (ныне — площадь Свободы), удобная для проведения массовых акций, строились новые здания для организаций и ведомств (например, здание Госпрома Украины). Но в январе 1934 года на заседании Пленума Центрального комитета Коммунистической партии большевиков Украины (ЦК КП(б)У) тогдашний первый секретарь Павел Постышев поднимает вопрос о переносе столицы.
По его словам, сделать главным городом Украины Киев предлагает «лично товарищ Сталин».
Аргументы первого секретаря были несколько неясными: с одной стороны, он предлагал сделать это, «чтобы враги Советского Союза и Советской Украины еще больше убедились в том, что мы являемся могучей страной и ни в каком отношении врага не боимся». Приводил Постышев и мнение лидера о «националистических осколках», которые обращали внимание на то, что Киев — «пустое место». Кроме того, Сталин считал, что именно
Правобережье — это «сердцевина Украины», и перенос столицы туда будет способствовать дальнейшему развитию — «национально-культурному строительству и большевистской украинизации».
21 января принимается резолюция XII съезда ЦК КП(б)У о переносе столицы из Харькова в Киев, в «ее природный географический центр».
СССР узнал о решении украинских коммунистов 22 января, когда в «Правде» появилась небольшая информационная заметка о переносе столицы в Киев. Постышев в своем докладе на съезде этой темы не касался. 24 января там же публикуются неизменно положительные отзывы рабочих и колхозников о принятом решении. Рабочие Харьковского паровозостроительного завода утверждали, что перенос означает «дальнейший разгром украинских националистов», а рабочий Залогин с завода «Серп и Молот» утверждал, что «в Киеве особенно крепко свили себе гнездо националистические контрреволюционные элементы».
Процедура переноса была торжественной. 23 июня «Правда» вышла с передовицей, посвященной Киеву как новой столице Социалистической Украины. Воскресенье 24 июня, когда правительство УССР переезжало, стало выходным днем на Киевщине. В том же номере вышла большая статья о реконструкции города. В 11 утра на городской вокзал прибыл литерный поезд. Основной митинг прошел на площади Героев Перекопа. По словам корреспондента «Правды», демонстрация там продолжалась 4,5 часа и превосходила «все, что было до сих пор в Киеве». Там же прошел военный парад. Вечером на стадионе «Динамо» прошел расширенный пленум ЦК КП(б)У.
Дискуссии о мотивах переноса столицы тем не менее продолжаются. Некоторые исследователи принимают «экономико-географические» причины. Другие, напротив, рассматривают это действие в контексте соотношения советского и национального в союзных республиках с начала 1930-х годов. Дело в том, что
1920-е годы в советских республиках, в том числе на Украине, проходили под знаком «коренизации» — то есть повышенного внимания к развитию национальной культуры.
Профессор Гарвардского университета Терри Мартин называет политику Советского Союза межвоенного периода «империей поддержки национальных меньшинств» (Affirmative Action Empire). В это время на Украине поощряется развитие украинской культуры, образования на украинском языке, создаются украинские колхозы, на этот язык переводятся газеты и делопроизводство. Кроме того, ведется политика поддержки украинского самосознания у жителей современных Белгородской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и Краснодарского края. Там создаются украинские сельсоветы, школы с обучением на языке и т.д.
Однако отношение к «коренизации» меняется после 1932 года. Немецкий историк Давид Бранденбергер в своей монографии «Национал-большевизм» начинает отсчет формирования новой идеологии советского общества с этого момента. В целях мобилизации выстраивается конструкция советского патриотизма, во многом основанная на патриотизме русском. Так, в школы возвращается предмет «история», в Москве и Ленинграде в 1934 году восстанавливаются исторические факультеты в университетах. Пересматривается и роль Российской империи в истории национальных республик. Все чаще говорят о «прогрессивности» присоединения той или иной территории к России.
«Русский народ в прошлом собирал другие народы, и к такому же собирательству он приступил сейчас», — приводит историк Сергей Пионтковский слова Сталина на встрече с историками при дискуссии о новом учебнике истории.
Идея «национал-большевизма» с опорой на русскую культуру и русский патриотизм противоречила идее «поддержки национальных меньшинств». Столица в Харькове была удобна при развитии «широкого» украинского проекта: до границы с РСФСР от города недалеко, оттуда можно было вести работу по поддержке украинского образования и культуры в России. Киев же был удален от границы, что усложняло работу с украинцами в РСФСР.
Некоторые истолковывают переезд в Киев как уступку национальной элите: столица переехала в национальный центр после резонансных процессов против «украинских националистов» из «Союза освобождения Украины» (СОУ) и Украинской военной организации (УВО), а также чисток в партийном руководстве Украины под лозунгом борьбы с буржуазным национализмом.
Не удалось пока найти свидетельств какого-то массового недовольства харьковчан потерей столичного статуса. Однако самообозначение как «первой столицы» Украины укоренилось в культуре. Кроме того, во время Великой Отечественной войны Харьков выполнял столичные функции. Украинские чиновники периодически предлагают перенести в город Конституционный суд Украины. Есть и неформальные следы «столичного» в городской жизни: с 1991 года городской телеканал называется «Первая столица», а между Киевом и Харьковом ходит поезд «Столичный экспресс».
При подготовке публикации использовались следующие материалы:
Газета «Правда» (1934 год).
Бранденбергер Д. Национал-большевизм: сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1956). Спб.: ДНК, 2009. История Украины. Научно-популярные очерки. М.: 2008. Мартин Т. Империя «положительной деятельности»: нации и национализм в СССР, 1923–1939. М.: РОССПЭН, 2011.