ЧП, которое произошло в США, в очередной раз привлекло внимание экспертов и заставило говорить о зависимости американской космической программы от поставок российских ракетных двигателей. О возможном прекращении закупок российских двигателей РД-180, которые выводят на орбиту ракету Atlas-V, активно говорят с марта, когда США начали вводить против России экономические санкции. Масла в огонь добавило недавнее заявление российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, пригрозившего оставить США без двигателей, если их будут использовать для выведения на орбиту военных спутников.
Последний такой запуск состоялся совсем недавно — 22 мая ракета Atlas вывела на орбиту секретный разведывательный спутник.
22 мая в ходе огневых испытаний произошла нештатная ситуация, по другим сведениям — взрыв другого российского двигателя, который используется в американских ракетах. Речь идет о легендарном кислород-керосиновом двигателе НК-33, разработанном еще в конце 1960-х годов СНТК Кузнецова для советской лунной программы. После закрытия лунной программы двигатели было решено уничтожить, однако руководство предприятия сохранило их, около четырех десятков было продано американской частной корпорации Orbital Sciences, которая устанавливает их на первую ступень ракеты Antares. За всю историю было произведено более 200 двигателей НК-33, которые прошли 575 огневых испытаний.
Несмотря на свой возраст, двигатель обладает высокой удельной тягой, чем и привлекает американцев.
С 2010 года NASA совместно с частными партнерами проводит доводку НК-33, оснащая их новой электрикой и адаптируя под американское топливо, чтобы уже под наименованием AJ-26 использовать его на ракетах Antares.
На первой ступени ракеты установлены два таких двигателя, топливные же баки собираются в украинском КБ «Южное» в Днепропетровске.
Новая ракета Antares пока имеет хорошую историю запусков: из трех пусков все оказались успешными. О том, что произошло в ходе огневых испытаний на стенде в Космическом центре имени Джона Стенниса, известно мало.
«В ходе огневых испытаний двигатель AJ-26 повел себя не так. Пострадавших нет, компания ведет расследование причин», — заявила представитель частной компании-подрядчика Aerojet Джессика Печонка. По другим сведениям, речь идет о взрыве двигателя, который произошел спустя 30 секунд после начала испытаний. «Его принудительно заглушили, что привело к масштабным повреждениям двигателя», — заявили в Orbital Sciences.
Последний раз отказ НК-33 на испытаниях случился в июне 2011 года все на том же стенде. Тогда пожар был связан с утечкой керосина в топливопроводе, которая произошла из-за коррозии, возникшей в 40-летней детали. По мнению экспертов, из-за взрыва двигателя теперь, возможно, придется отложить намеченный на 10 июня запуск ракеты Antares, которая должна доставить к МКС грузовой корабль Cygnus. Известно, что отказавший двигатель должен был лететь в начале 2015 года.
На расследование причин аварии и выводы должно уйти несколько дней, тогда станет ясно, повлияет ли отказ двигателя на будущие запуски.
На прошлой неделе комитет по вооруженным силам сената США одобрил план, по которому из военного бюджета будет выделено $100 млн на разработку нового ракетного двигателя. Он должен снизить зависимость США от российских производителей и позволить самостоятельно выводить спутники. Речь идет о двигателе, который заменит РД-180. По оценкам экспертов, на разработку собственного двигателя может уйти пять лет и $1 млрд.